По следам Солнечного Зайца.......

Nov 25, 2014 12:47


"Солнечный зайчик" - явление очень крупного, национального масштаба. Это не просто форум, площадка для общения молодежи из разных городов. Это не просто мастерская, дающая возможность начинающим артистам прикоснуться к основам ремесла. На сегодня у Солнечного зайца есть все шансы стать одним из центров кристаллизации для проходящей период становление украинской культуры.

Почему я так думаю?

Ну, во-первых, культура, культурная самоидентификация немыслимы без значимых, эмоционально насыщенных культурных маркеров. Сегодня уже для нескольких сотен молодых людей в разных частях Украины, принадлежаших уже к двум смежным поколениям (условно, 10-летних и 20-летних), фестиваль становится общим паролем, знаком принадлежности к некой общности. Кажется, две-три сотни - немного. Но если учесть, что это - наиболее социально активные ребята, и если учесть, что вокруг каждого из них образуется "аура" из знакомых, знакомых знакомых, (а вокруг многих - уже и из слушателей), на которых, пусть опосредованно, но транслируются "флюиды" фестиваля, мы поймем, что это - фактор, весьма значимый.

Во-вторых, потому, что бардовская песня - это особый род творчества. Искусство в целом - инструмент познания этики, эстетики и эмоционального строя человечества. Бардовская же песня изначально создавалась как инструмент выявления, сохранения и трансляции прежде всего этических, ценностных установок. В этом жанре, как ни в одном другом, этика неотделима от эстетики. Не только произведения этого жанра, не только артисты, работающие в жанре, но и формы бытования, традиции восприятия, традиции творческого общения, присущие жанру бардовской песни, сформированы именно и в первую голову для решения этических задач. И если мы говорим, о фестивале бардовской песни, как об одном из культурных маркеров развивающейся, проходящей этап бурного становления национальной культуры, то трудно переоценить его значимость - именно в свете наследования, отбора и трансляции высших этических образцов - как в быту так и в профессии.

В-третьих, сочетание в бардовской песне языка (поэзии, высокой cловесности) и музыкальности. Еще одной особенностью бардовской песни является то, что изначально она ориентирована на качественную поэзию - с одной стороны, и на потенциал мелодии, как средства облегчения восприятия этой поэзии неподготовленным слушателем - с другой. Украинский язык сегодня (насколько я могу судить, глядя со стороны) находится в стадии активного развития. И использование возможностей бардовской песни для того, чтобы втянуть в активное потребление высоких поэтических образцов родного (и даже не родного, но - государственного) языка людей (особенно молодых), возможно, в силу образования и воспитания, не вполне готовых к потреблению высокой поэзии, - важнейший фактор как для развития самого языка, так и для подъема культурного уровня страны в целом.

Можно возразить, что бардовская песня (в том числе и украинская ее часть) на данный момент, преимущественно, русскоязычна. Но это возражение представляется мне несостоятельным поскольку:

В-четвертых. Мультикультурность фестиваля.

Посещая фестиваль последовательно на протяжении трех лет, я вижу, как все большее место на нем занимает украинский язык. С одной стороны, мне это немного грустно: я, не владея им в должной мере, потихоньку отдаляюсь от важнейших и интереснейших процессов, протекающих на фестивале. С другой же - чувствую, тем не менее, свою сопричастность к движению, культурному и духовному росту моих друзей и соседей - в соответствии с их уникальным, национальным (в наилучшем значении этого слова) вектором развития. Это особые ощущения. Тем более, что я чувствую, что рост роли украинского языка происходит естественным образом, без насилия. И это, безусловно, здорово: значит, организаторам удается чувствовать процессы, свершающиеся в культуре своей страны и следовать за ними, без лишней истерии, и без неуместной оглядки и перестраховки на чьи бы то ни было мнения.

При всем при том, если этот стиль ведения Фестиваля организаторам удастся сохранить и впредь, думается, что он, фестиваль, никогда (или еще очень долго) не превратится в исключительно украиноязычный. И это важно: Украина - страна двуязыкая. И русский язык, лучшие его образцы, и русскоязычная бардовская песня, лучшие ее образцы - являются такими же аккумуляторами этико-эстетических достижений и открытий, как и высокая украинская поэзия, которая все шире и все громче звучит на фестивале.

Больше того: в последние два года на фестивале звучит (в количестве и качестве культурных артефактов) англоязычная песня. Что, на мой взгляд, подчеркивает мультикультурность фестиваля. Да, английский язык существенно далек от родственных языков - русского и украинского. Но англоязычная рок-музыка, как музыкальная и вокальная субкультура, несомненно, отчасти подпитывала бардовскую песню с момента ее зарождения. И определенные позитивные заимствования из этой субкультуры возможны и в дальнейшем. Так же, как и заимствование у культур еще более далеких от нас. Не удивлюсь, услышав на "Солнечном зайчике - 2015" (если, конечно, доведется приехать) песню на японском, или на хинди, или еще на каком-нибудь экзотическом для нас языке. Интересно будет посмотреть на такое явление, попробовать что-то позаимствовать, да и просто расширить свой кругозор... И в то же время, уверен, что фестиваль останется мультикультурным, но, преимущественно, двуязычным.

Все это - мысли о прошедшем. Даже "Солнечный зайчик - 2014" - уже история. Но клубятся у меня в голове мысли и про будущее фестиваля. Любой цветок надо возделывать, иначе - беда. Расширение, рост, развитие - альтернатива застою, деградации и умиранию. Безусловно, пути и формы развития фестиваля - это предмет творчества и ответственности организаторов фестиваля. И в этом своем предмете они показали себя более чем состоятельными людьми. Тем не менее, - по их же прямой просьбе, - свои соображения по возможным направлениям развития фестиваля я выскажу.

1. Продолжительность

Форма коротких безконкурсных мастерских для самого фестиваля, как показывает практика, выбрана удачно. И отказываться от нее, наверное, не целесообразно. Но продлить эти мастерские еще на один день было бы, наверное, крайне полезно. С одной стороны, пожертвовать одним учебным днем для поездки на культурное мероприятие всеукраинского масштаба, для ребят-участников, как представляется, вполне допустимо. Продление фестиваля на один день не слишком серьезно повлияет и на стоимость участия в нем - как для ребят, так и для руководителей. В то же время, дополнительные сутки в расписании фестиваля были бы крайне полезны. На мой взгляд, сегодня не хватает времени, как минимум, на два важнейших блока мероприятий:

- направленных на методическую поддержку руководителей и педагогов детских студий;

- направленных на культивирование традиционных форм бытования, традиций, накопленных в бардовской песне, как культурном пространстве. Я уже писал, что бардовская песня ориентирована в большей степени именно на этику, и что традиции, сформированные в жанре, ориентированы именно на решение этических задач. Но сегодня в сверхплотном графике работы профессиональных мастерских фестиваля на передачу этого (важнейшего) ценностного пласта времени категорически не остается. А это, на мой взгляд, недопустимая потеря.

Таким образом, дополнительный день позволил бы, помимо расширения программы работы мастерских для юных участников, уделить время проведению методических мастерских для их руководителей. С учетом высокого уровня преподавателей, привлекаемых организаторами (я сейчас в меньшей степени говорю о себе, но фамилии Бельского, Костромина, Гаджиловой, Вороха, Рубанского говорят сами за себя), такие методические занятия имели бы неоценимое значение для пролонгированного влияния фестиваля на развитие ребят в регионах. И кроме того, ребята давно озвучивают просьбу устроить неформальное творческое общение с педагогами. Эту понятную и очень важную мотивацию ребят можно и нужно использовать для внедрения "наших" бардовских традиций и "законов", что, повторюсь, представляется мне крайне важным.

2. Постоянно действующий методический центр

На базе фестиваля крайне желательно организовать постоянно действующий методический центр, ориентированный на поддержку региональных руководителей детско-юношеских объединений. Выпуск методической литературы; "горячая линия" (телефонная ли, построенная на основе элестронной почты, или иных средств коммуникации) для оперативного оказания помощи в рещении текущих вопросов организации учебно-воспитательного процесса; организация онлайн-мастерских с педагогами фестиваля; периодические онлайн-семинары руководителей; ведение тематического форума... Все эти формы работы могли бы поднять развитие сети бардовских студий по всей Украине на качественно иной уровень, способствовать формированию и развитию прослойки молодых граждан, ориентированных на высшие культурные образцы и этические ценности.

Очевидно, что такая работа немыслима без привлечения финансовой поддержки - спонсорской, или государственной. Но так же очевидно, что при относительно небольших размерах потребных финансовых вливаний, такие инвестиции в культуру страны были бы бешенно эффективными - причем как на короткой (годы), так и на более долгой (десятилетия) исторической дистанции. И здесь так же важно отметить, что именно на волне растущей потребности Украины в культурной самоидентичности эти инвестиции были бы тем эффективнее, чем быстрее они пришли бы в эту сферу. Иными словами (простите за цитату из наследия запорожского носителя вышиванки) "вчера было еще рано - завтра будет уже поздно"... Ну, если не поздно, то менее эффективно, несомненно.

3. Сеть  фестивалей

Еще один путь развития фестиваля - это некоторая централизация, систематизация системы региональных фестивалей вокруг "Солнечного зайчика", как единого культурного, организационного и методического центра. В регионах есть команды, проводящие собственные фестивали, - проводящие их по различным эстетическим и организационным лекалам, - но
работающие именно на поле бардовской песни. Органиация определенной сети, имеющей целью распространение информации о фестивалях, составление и согласование единого календаря фестивалей, обмен опытом по организации таких мероприятий, и, наконец, выстраивания определенной иерархии и специализации фестивалей было бы крайне полезно.

Например, маленькие городские и даже районные фестивали при вхождении в общую сеть, могли бы получать серьезную поддержку в виде возможности на льготных условиях (или вообще бесплатно) приглашать в жюри и (или) в качестве артиста-"хедлайнера", значимых персоналий украинской и российской бардовской песни, повышая тем самым интерес к своему мероприятию и развивающий эффект от него в дальнейшем.

Более крупные региональные фестивали могли бы на основе совместных договоренностей вырабатывать определенную "специализацию" фестивалей с тем, чтобы не дублировать творческие программы. Таким образом, при поддержке информационного сектора фестивальной сети, можно было бы поднимать интерес к каждому мероприятию в отдельности и к жанру в целом, усиливая его этико-эстетическое воздействие на культуру страны.

При этом безконкурсный статус "Солнечного зайчика" позволил бы ему выступить в качестве центра такой фестивальной сети - нет повода для соперничества со стороны крупных фестивалей. В то же время, эта функция - центра, вокруг которого может строиться фестивальная сеть - очень хорошо вписывается в концепцию методического центра, который логичнее всего развивать именно "Солнечному зайчику", который изначально создавался и существет как фестиваль-мастерская.
Выполнение этих функций так же требует определенных финансовых вливаний... Но - действительно весьма скромных! - особенно в сравнении с масштабом позитивного влияния, которое могла бы оказывать на культурные процессы в стране такая сеть, будь она организована.

4. Семинары для  руководителей

Эта функция логично входит в повестку работы постоянно действующего методического центра... Но я посчитал важным выделить его в самостоятельный пункт - и вот почему.

Для создания методического центра требуются деньги. Относительно небольшие - но все же. Для организации даже регулярных (скажем, для начала - раз в год) методических семинаров требуется только добрая воля самих руководителей региональных детских объединений. Небольшой оргвзнос, посильное участие в расшифровке и распространении материалов уже прошедшего семинара - все это вполне подъемные затраты. Взамен которых руководитель получает не только качественную, целенаправленную и интенсивную (и что немаловажно - регулярную) методическую поддержку, но и мощный эмоциональный допинг, помогающий делать свое, зачастую, незаметное, но такое важное и нужное, - святое! - дело.

При этом, если такой семинар будет образован - это будет уже первым шагом к организации, в конце концов, и полноценного методического центра.

5. "Горизонтальное" развитие фестиваля

Определенной альтернативой вышеперечисленных путей развития (требующих все-таки помощи со стороны состоятельных людей, или государства, или хотя бы просто - инициативы со стороны достаточно большого кличества региональных руководителей детских студий), можно предложить путь более медленного, экстенсивного, "горизонтального" развития фестиваля.

Это - организация выездных "консолей" на фестивалях, где в них были бы заинтересованы местные организаторы. Причем такое взаимодействие дало бы много самому фестивалю - в плане популярности, привлекательности его программы. Все-таки "Солнечный зайчик" - уже достаточно узнаваемый "бренд". Разумеется, тут очень важно прорабатывать все детали проведения таких консолей - от состава ее ведущих, до деталей, касающихся условий, в которых консоль будет работать, механизма возможного участия в его работе и т.п. Очень важно, чтобы по воздействию на своих участников консоль хотя бы приближалась к основному мероприятию... Но дело того стоит, и, главное, тут можно начинать даже с одного организатора-энтузиаста, который захочет видеть такую консоль на своем фестивале.

Кстати, такие "выездные консоли" можно проводить и не привязываясь к фестивалям - просто в городах и регионах, где такую выездную мастерскую готовы организовать.

6. И "вертикаль" - открытие специализации в ВУЗе

Это - мечта, к которой российская ветвь бардовской песни подходила дважды... И ни разу не достигла. А в сегодняшних реалиях уже и не достигнет. А вот у Елены Алексеевой, с ее опытом преподавания в театральном ВУЗе, определенным авторитетом в театральном мире Украины, связями и организаторским талантом может получиться.

Почему я пишу об этом, как о возможном пути развития фестиваля "Солнечный зайчик"? Потому, что, будь организована такая специализация в любом украинском ВУЗе, у ребят, занимающихся бардовсой песней на Украине выстроилась бы профессиональная перспектива. Занятие авторской песней потеряло бы налет (и соблазны) любительства, второсортности, маргинальности. Что сказалось бы на мотивации участников фестиваля и всех региональных любительских объединений самым радикальным образом.

Нет, все они все равно не пойдут в артисты литературно-музыкального жанра. Как не идут поголовно в балет все участники танцевальных коллективов и в профессиональный спорт - все участники спортивных секций. Но возможность выбрать любимое дело в качестве главного дела жизни, явный знак, что эта работа востребована твоей страной - переоценить значение всего этого для молодого адепта любого творческого направления невозможно. И бардовской песне этого категорически не хватает.

Dixi.

Бардовская песня Солнечный зайчик

Previous post
Up