"Русский рок-н-ролл не очень прибыльный бизнес. И не очень яркий. Те, кому хотелось больших денег или большой славы, давно перебрались в смежные сегменты. Туда, где папарацци щелкают камерами, а стервозные брюнетки готовы запустить когти в прическу конкуренткам. В рок-н-ролле никакой конкуренции нет уже пару десятилетий, да и папа-рацци тут совсем нечего снимать. Больше всего этот мир похож на кружок пожилых радиолюбителей. Много проводов, много седоволосых фанатов, непонятные термины, но по сути - никого, кроме самих участников, это не волнует." (Илья СтогоFF)
Иногда все же слушаю русский рок, точнее рок на русском языке, это будет более точное определение, потому что сам термин "русский рок" давно обозначает сборище непонятных исполнителей адской смеси русского городского романса с рок-н-ролльными рифами, положенное на откровенно слабое владение инструментами. (example: группа "ЧайФ")
Но на русским языке все же еще что-то исполняют. Последним открытием стал проект Вася В. (ех. питерские Кирпичи) & Skafandr (питерская же группа, самостоятельно, похоже, ничего не исполняющая. по крайней мере то, что мне удалось отыскать из их самостоятельного творчества, звучит крайне невнятно).
Сразу отбросив форматный эмтивишный "Скажите Е!", проект мне понравился. Звучит свежо, Вася как чтец и автор мне всегда нравился. Результат оказался похож на Rage against the Machine на русском языке, минус осмысленная лирика. Но в целом, очень заводно.
Но вот я решил отыскать их концертное выступление и... ощущение удручающее. В связи с этим появилось несколько мыслей.
Рок музыка в СССР находилась на полулегальном положении. Поэтому каждый, кто осмеливался выходить на сцену с гитарой, оказывался рокером и на вершину поднимали такое откровенное с музыкальной точки зрения дерьмо, как группы Алиса, ДДТ, Наутилус Помпилиус, Гражданская оборона и т.д. Потом возник тезис о том, что в русском роке первичен текст (ну а в самом деле, что еще, если музло - is much to be desired). Позже некоторые из них играть научились, но к тому времени стали ущербно выглядеть в силу старперости. Тот же Стогов очень точно определил: на Западе рок - это когда подростки играют для подростков, в России - когда отцы играют для детей. Цитата неточная. Добавлю, для детей и уже внуков.
Так вот, когда на Западе, чтобы записать пластинку, вы должны были долгое время быть клубной группой The Doors и даже это вам ничего не гарантировало. В СССР достаточно быть "Гражданской обороной" и выпускать пластинки на всесоюзном лейбле "Мелодия". Таким образом, планка качества была настолько низка, что до сих пор не поднялась до должного уровня. И правда, зачем рвать жопу и струны, если супер-звезды - группа Ария? Остальным достаточно просто приблизиться к их уровню, что, откровенно скажем, не так и высоко.
К настоящему времени кто-то научился играть, но планка качества остается низкой до безобразия.
Ну а вот, что меня повергло в меланхолию.
Click to view
Стареющий, ленивый Вася Васин, пытающийся хоть как-то дорасти до того, что в Штатах было актуально 15 лет назад. Я не говорю, что он должен быть радикален как Рычаги, но быть хоть чуть более энергичным он обязан. А еще он должен уважать зрителя и исполнять для него, а не вести себя так, будто его должны обожать только за то, что он вышел на сцену с парнями, у которых гитары с дисторшном. Короче, он выглядит УГ-рюмо, как и весь русский рок.
А вот как должен вести себя нормальный исполнитель, уважающий слушателя, за что слушатель отвечает ему взаимной любовью.
Click to view