Dec 01, 2011 16:50
Не могу сказать, что ждал фильма с нетерпением. Мне не интересен Высоцкий как музыкант, мне не нравятся его песни, я вообще не люблю поэзию, он мне симпатичен как актер, но не более того. Но при этом я не испытываю к нему или к его творчеству какого-то негатива, что ли, мне просто всё равно. Первый трейлер мне очень понравился - атмосферой эпохи, какой-то сильной динамикой, которая даже за 2 минуты просмотра становится очевидной. В последние дни информационный поток слишком усилился, чтобы его можно было игнорировать, и я пошёл в кино сегодня, а не в субботу, как собирался.
Фильм мне понравился от и до, у меня нет к нему совершенно никаких претензий, это для меня один из лучших фильмов в этом году, а если говорить о российском кинематографе, то такого я вообще не видел. То, что меня зацепило в трейлере, оказалось на месте - удивительная атмосфера эпохи, бережно воссозданная не только художниками и декораторами, но и талантливым оператором, который снимал на старые советские объективы. Картинка теплая, с ностальгическими аберрациями по краям кадра и приятным пленочным шумом. Визуально мне это напомнило мои опыты съемки зенитовским объективом на кэнон - уникальная картинка.
Все два часа оторваться от экрана невозможно, каждая секунда наполнена каким-то предстоянием, что ли, но даже после своей кульминации не отпускает до самого финала. Я слышал много претензий к сюжету, вроде как его нет, он провисает или еще что-то - на такие заявления я могу только недоуменно пожать плечами. Несколько дней из жизни удивительного человека показаны убедительно, мотивация героев вполне понятная. Уж, конечно, я не в состоянии оценить кощунственное пренебрежение реальными историческими персоналиями, окружавшими Высоцкого, потому что о тех персоналиях я не имею ни малейшего представления. Это, мне кажется, совершенно не важно для восприятия фильма, это только мешает. Это история человека в трудных обстоятельствах, окруженного людьми, которые все глубже тащат его в яму. Это ведь совершенно универсальная история - Высоцкий, не Высоцкий, это не принципиально. Высоцкий - это повод, но история живет сама, ей не нужны какие-то дополнительные усилители в лице достоверности или точности. Достоверность была нужна относительно образа эпохи - и она тут воссоздана достойно. А персонажи? Какая разница, кто есть кто? Кино не об этом. Никто не пытается кого-то обвинить или кого-то уличить, для этого подойдут те три сотни документальных лент, которые можно посмотреть при острой потребности.
Что касается самого Высоцкого, то я лишь изредка замечал мимику человека, который его исполнил, или мне казалось, что я замечал. Да, местами лицо кажется неестественным, но большую часть времени ты вообще забываешь, что на экране человек с тонной грима на лице, размазанный на компьютере. Этого не заметно. Это не Трон какой-нибудь - вот уж где герой кажется силиконовой куклой. Высоцкий - не Клу, технология другая, уровень другой, и главное достижение здешней технологии как раз в том, что о ней забываешь, - настолько органично она вписана в общую картину.
Сумбурные словоизлияния хочется закончить тем, с чего начал в предыдущем посте. Для меня "Высоцкий" - это "Жизнь других", только многограннее. В сюжетном отношении фильмы похожи, но у наших получилось рассказать историю куда более эпичную и народную, наверное. И если "Жизнь других" была гуманистическим манифестом о силе человека в условиях тоталитарного общества, то "Высоцкий" - это ностальгическая история о сильных людях, которые способны стать выше обстоятельств".
В субботу еще раз пойду.
кино