Опыт духовного противостояния злу и послушания Богу

Jun 11, 2015 14:52


11 июня - День памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского

Опыт духовного противостояния злу и послушания Богу в жизни и служении хирурга и епископа Луки (Войно-Ясенецкого)


«Ты сияла светом правды и любви, а ныне что с тобой? О Мать моя, Святая Церковь! Кто повинен в твоем поругании? Какими слезами оплатит народ наш, забывший дорогу в храм Божий? " - так говорил Святитель Лука, доктор медицинских наук, ученый, хирург, педагог, художник и …архиепископ Симферопольский и Крымский, автор многих известных научных трудов и … почитаемый Православной Церковью святой. Его жизнь стала доказательством того, что святость 20 века - это ежедневное мученичество. О неизбежности скорбей Святитель говорил в своих проповедях: «Христиане должны нести свои скорби с великой покорностью воле Божьей, с благодарением Бога за все, что случается с нами». «Я полюбил страдания», - писал он в одном из писем. Такое название получила книга воспоминаний епископа Луки (Войно-Ясенецкого). В этих словах весь жизненный путь настоящего подвижника нашего времени, сумевшего соединить в своей жизни и служении опыт духовного противостояния злу с послушанием Богу.

Водительство Промысла Божьего проявляется уже с юношеских страниц биографии будущего святителя. Валентин был многообещающим художником. Увлечение живописью и рисованием и стало духовной школой для Валентина. Очень любил он делать зарисовки того, что видел в Киево-Печерской Лавре и храмах. Когда он выписывал оттенки выражений лиц, обращенных к Лику Спасителя, к нему впервые пришла мысль, что это - его паства. С этим увлечением Валентин собирался связать свой дальнейший путь после окончания гимназии. Но во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он принимает решение, что не вправе заниматься тем, что ему нравиться, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей. После глубоких раздумий Валентин останавливает свой выбор на медицине. И впоследствии он становится «художником в анатомии и хирургии». (Помимо операций и преподавания хирургу придется проявить свой художественный талант, рисуя анатомические таблицы для своих университетских занятий).


С тех же юношеских страниц проявляется и непримиримость ко злу Валентина. Валентин выделялся среди студентов высокой нравственностью, чуткостью к чужому страданию, был противником насилия и несправедливости. Совсем неожиданно прозвучала первая проповедь студента-медика, обличающего сокурсника, который в пылу спора ударил другого студента по щеке. Эта речь произвела такое впечатление, что его единогласно избрали старостой.

«Страдающие люди», которым изначально решил посвятить себя святитель, будут окружать его всю жизнь. Ради них он избирает путь земского врача, когда все преподаватели пророчили Войно-Ясенецкому карьеру ученого. Ради них участвует в Русско-японской войне в качестве военно-полевого хирурга. (Патриотизм был частью воспитания детей семьи Войно-Ясенецких. Недаром их предки к родовой фамилии Ясенецкие получили приставку Войно, что значит - воин, боец). Желание помочь страдающим людям подвигло Валентина Феликсовича к началу изложения своего опыта хирургической деятельности, итогом которого явилась идея создания книги «Очерки гнойной хирургии». «Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа. Быть священнослужителем, а, тем более, епископом, мне никогда и во сне не снилось». В дальнейшем эта неотвязная мысль стала реальностью. Через семь лет, когда владыка Лука закончил главную книгу своей жизни, он был уже епископом.

В своих мемуарах Владыка напишет то, что Господь открыл ему: «Мои «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды».

Борьба за жизнь и здоровье людей будет продолжаться на протяжении всей жизни «виртуозного хирурга»: в застенке, ссылках, лагерях, на этапах, на кафедре, за операционным или за письменным столом, во время войн, и во времена мирные, и по всей России: от Керчи - до Ледовитого океана, от Читы - до Киева, от Ташкента - до Красноярска.

И где бы не оказывался епископ Лука, он совмещал врачебную деятельность со служением священническим. Слова владыки Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником» Валентин Феликсович принял как Божий призыв, ни минуты не размышляя, ответив на него: «Хорошо, Владыка! Буду священником, если это угодно Богу»

Господь Бог изначально предназначил ему путь пастыря. Епископ Лука помнил свое первое впечатление о евангельском тексте, услышанном им много лет назад, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало. В воспоминаниях он пишет: «У меня буквально дрогнуло сердце, я молча воскликнул: «О Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!» Владыка понял, что это и было первым призывом Божьим на служение Ему.

В годы жесточайших гонений Русской Православной Церкви Святитель услышал призыв от Бога встать на защиту Церкви.

«Такую борьбу вели все святые, и такая же борьба предстоит каждому из тех, кто решил исполнить эти слова Христовы - отвергнуть себя до возненавидения души своей, распять на кресте своего ветхого человека и идти за Христом. Ему нужно будет идти долго, тяжелый, тернистый путь пройти», - писал епископ Лука, переживший все тяготы своего пути. «Тяжелое это было время, но я вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости Божьей».

В воспоминаниях епископ Лука рассказывает об этой милости и заботе Бога о себе, когда после тяжелой болезни умирает его горячо любимая жена, Анна Васильевна, а сам он остался с четырьмя детьми, из которых старшему было двенадцать, а младшему шесть лет:

«Господу было ведомо, какой тяжелый тернистый путь ждет меня. Когда я читал над гробом псалтирь, меня поразили и потрясли последние слова сто двенадцатого псалма: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Он вспомнил операционную сестру Софию Сергеевну Велецкую, которая недавно похоронила мужа, и без сомнения принял слова псалма как Божие указание возложить на нее заботы о своих детях и заменить им умершую мать. София Сергеевна стала второй матерью для детей.

Владыка Лука открыто исповедовал свою веру. В то время, когда власти продолжали начатую в семнадцатом году резню, Валентин Феликсович принял священный сан. Будучи главным врачом городской больницы, о. Валентин ходил по городу в рясе с крестом. С крестом на груди читал лекции студентам в университете. Прежде чем приступить к операции, будущий Владыка Лука всегда сосредоточенно молился перед иконой Божьей Матери, которая висела в операционной.

О. Валентин участвовал в диспутах с атеистами. Ему пришлось публично выступить в показательном суде над врачами, обвиненными во вредительстве. Речь священника-хирурга Войно-Ясенецкого, вызванного в числе других экспертов-хирургов, спасла от расстрела обвиняемых

Проповедуя слово Божие, архиепископ Лука не боялся убивающих тело. Он смело обличал комсомольцев-атеистов, разрушающих храмы.

После тайного рукоположения в епископы начинается крестный путь Святителя Луки: многочисленные аресты, пытки и ссылки. О по различным политическим статьям. Но сам Владыка понимал, за что его преследуют: «Мне твердят: сними рясу - я этого никогда не сделаю. Она, ряса, останется со мной до самой смерти».

Владыка терпел все с глубокой преданностью воле Божией. В одном из писем той поры он писал сыну Михаилу, что "полюбил страдание, так удивительно очищающее душу".

Епископу Луке пришлось испытать допросы конвейером, которые продолжались непрерывно день и ночь. Несколько раз он объявлял голодовку протеста.

«К тюрьме и ссылкам я привык и не боюсь их. О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его...»

Прихожанка кафедрального собора г. Ташкента рассказывала, как пересылали Владыку Луку: "Нас собралось несколько человек; шли и издали смотрели: его, как хулигана, дергали за бороду, плевали ему в лицо. Я как-то невольно вспомнила, что вот так же и над Иисусом Христом издевались, как над ним".

С глубоким христианским терпением переносил Владыка Лука все тяготы ссылки: "Обо мне не заботься, я ни в чем не нуждаюсь", - писал он сыну Михаилу из Енисейска.

И во время ссылок епископ продолжал работать в качестве хирурга, блестяще выполнять операции, вести приемы пациентов, не оставляет он и священнического служения. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности во время Великой Отечественной войны.

Серьезное противостояние со стороны крымского архиерея было направлено против разрушительной антицерковной политики в послевоенное время. Своими решительными действиями святитель Лука стремился возродить настоящую церковную жизнь, расширить влияние церкви в обществе.

В одной из своих проповедей Владыка говорит, что Господь требует от человека прежде всего смирения. Не смирения перед обстоятельствами, или перед людьми, а безмерного уважения и преклонения перед величием Божиим.

святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Previous post Next post
Up