Воскрешение Лазаря из Вифании и наше крещение

Apr 13, 2014 21:28








Воскрешение Лазаря из Вифании и наше крещение
Сегодняшний день в церковном календаре выделен особо как день переходный - это последняя суббота Великого поста и одновременно - первый день, который прямо связан со всеми событиями Страстной седмицы. В богослужебных терминах Лазарева суббота и следующее за ней Вербное воскресенье именуются "Креста предначинанием". Например, в 10 икосе акафиста Лазареву воскрешению мы читаем: «Иисусе, Креста предначинание в Вифании совершивый, силою Креста Твоего сохрани нас».


Вся прошедшая, шестая, неделя Великого поста была непрерывной подготовкой к этому дню, но само воспоминание Воскрешения Лазаря находится уже вне Великого поста, который завершается в пятницу. Об этом поется в стихирах на вечерне пятницы шестой недели поста: «Душеполезную совершив Четыредесятницу, святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Праздник этот особый ещё и потому, что подготовка к нему длится всю шестую неделю поста. Вот как об этой духовной подготовке пишет протопресвитер Александр Шмеман в своей книге «Великий пост»: «В центре внимания находится Лазарь - его болезнь, смерть, горе его родных и то, как Христос все это воспринимает. В понедельник мы слышим: Сегодня Христос, ходящий по ту сторону Иордана, провидит болезнь Лазаря... Во вторник: Вчера и сегодня Лазарь болен... В среду: Сегодня погребается умерший Лазарь и рыдают его сродники... В четверг: Сегодня уже два дня, как Лазарь умер... И наконец, в пятницу: Завтра Христос придет воскресить из мертвых брата (Марфы и Марии) ... Таким образом, в течение всей недели мы духовно созерцаем предстоящую встречу Христа со смертью - сперва со смертью его друга Лазаря, а затем и с Его собственной смертью». Мы, словно свидетели, сами присутствуем в этих евангельских событиях и начинаем не просто понимать, но видеть через евангельский текст, как Христос вступает в схватку со смертью, сразившей Его друга Лазаря, и как Он побеждает смерть.

Почему это чудо - зримый знак власти Христа над жизнью и смертью - таким особенным образом выделяется церковью из всех остальных? Ведь воскрешенный Лазарь потом умер, как и все мы умираем. И как оно связано со всеми нами? Наше крещение - вот ответ на эти вопросы. Отец Александр Шмеман пишет об этом так: «В мире сем мы обречены на смерть, как обречен на нее и сам мир. Но во Христе смерть побеждена изнутри, она, как сказал апостол Павел, потеряла свое «жало», стала сама входом в полноту иной жизни, «жизни преизбыточествующей». Для каждого из нас вхождение это началось в нашей крещальной смерти, которая делает мертвыми тех из нас, кто жив («...вы умерли» Кол. 3,3) и живыми тех из нас, кто был мертв, потому что «смерти больше нет». Каждый из нас был духовно мертв и находился далеко от Бога, пока для нас не прозвучало животворящее слово Евангелия, слово о спасении во Христе и о покаянии. Как тут не вспомнить слова отца из притчи о блудном сыне о причине радости и веселья в доме: «Этот твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15.32).

На связь с крещением этого события указывает и тот факт, что на литургии в эту субботу вместо «Святый Боже» поют «Во Христа крестившеся, во Христа облекостеся» - потому что в ранней церкви этот день вместе с Великой субботой тоже был крестильным днем. Однако не всегда и не везде.

Связано это было с резким ростом числа желающих креститься в IV-V веках, когда происходила христианизация Римской империи и народ массово обращался в новую веру. Но крестили тогда только раз в год, после длительного оглашения - в Великую субботу. И со временем становилось все труднее и труднее совершать крещение всех желающих в один день во время одного богослужения, ведь число крещаемых в крупных городах доходило до нескольких тысяч человек. Это привело к увеличению числа дней, в которые можно было совершать крещение. В это время крестить стали на Рождество, на Богоявление, в Лазареву субботу и даже на Пятидесятницу. Через некоторое время в Византии стали крестить не только взрослых, но и детей, и тогда Великая суббота долго оставалась днем, когда крестили взрослых, а в Лазареву субботу стали крестить маленьких детей. Поэтому для многих византийцев этот день был праздничным - они отмечали день своего крещения.

Воскрешение Лазаря напоминает нам ещё об одной невидимой, но очень прочной связи - нашего крещения и нашего свидетельства о вере во Христе тем, кто вокруг нас. Жизнь самого праведного Лазаря служит нам таким напоминанием. Сразу после воскрешения он стал крайне «неудобным» человеком для тех, кто гнал Христа. Евангелист Иоанн пишет об этом так: «Узнало тогда много народа из Иудеев, что Он там, и пришли не ради Иисуса только, но чтобы и Лазаря увидеть, которого Он воздвиг из мертвых. Первосвященники же решили убить и Лазаря, потому что многие из Иудеев ради него приходили и веровали в Иисуса» (Ин 12. 9-11). Но убить Лазаря им не удалось. Из церковного предания известно, что Лазарь после своего воскресения прожил ещё тридцать лет и был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался. Свт. Димитрий Ростовский в житии дополняет, что на Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства Первомученика Стефана. Когда его вместе с другими учениками выгнали из Иудеи, он нашел пристанище на Кипре. В епископы Лазарь был рукоположен апостолом Варнавой. На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал Христа, распятого и воскресшего. Такой же проповеди словом, делом и всей жизнью ожидает Христос и от нас.

Сопогребенные с Тобой в Крещении, Христе Боже наш,

Мы бессмертной жизни удостоились в Воскресении Твоем

И, воспевая, возглашаем: «Осанна в вышних!

Благословен, Кто во имя Господне Грядет!»

Наталья Адаменко

Информационная служба Преображенского братства

Источник: ПСМБ

Преображенское братство

Previous post Next post
Up