«Гляжу в озёра синие...»

Aug 21, 2013 02:40


      Наверное, такое заглавие можно было бы дать детскому лагерю-собору трёх Архангельских братств, который прошёл в июле этого года в заповедных местах на берегу реки Пинеги.

Бархатная гладь реки, таинственные озёра в глубине карстовых провалов, дышащие холодом пещеры, бесконечное разнообразие цветов, запахов, звуков, многоголосье птиц, перемена погоды, а ещё замечательные люди, сохраняющие это великолепие, - всё создавало удивительную гармонию с нашим желанием прожить здесь с детьми единой христианской семьёй.

«Христианская семья» - такую тему мы выбрали в этом году для нашего лагеря. Она родилась из понимания того, что церковная жизнь детей, прежде всего, зависит от церковной жизни взрослых. Каждый день в лагере мы решили посвящать одному из качеств, которыми должна обладать христианская семья.




    Место лагеря было выбрано не случайно. Мы уже много лет занимаемся сохранением духовного наследия семьи-общины архимандрита Сергия (Савельева), опыт «родной жизни» которой послужил собиранию наших братств. В окрестностях Пинеги в годы репрессий был расположен Кулойлаг, в котором находилась Наташа Сорокина -  член духовной семьи отца Сергия, и мы надеялись найти это место.

Начался наш лагерь с литургии в одном из храмов Архангельска. Шесть часов тряски по гравийной дороге, и мы в сказочном мире заповедной пинежской природы. Первые трудности по спасению вещей от проливного дождя, расселение, вечерня, представление семей, семинар, а впереди экскурсии и путешествия, раскрывающие нам тайны чудесной природы и истории пинежского края. Вообще, прилагательное «чудесный» и сами чудеса в этом лагере стали обычным делом.



Чудом была совершенно случайная встреча нашей сестры, взявшей на себя основной труд по сохранению духовного наследия архимандрита Сергия (Савельева), с местными краеведами. В результате встречи состоялась небольшая совместная экспедиция, и было найдено место, где стояли бараки, в которых провела, работая на лесоповале, часть своей жизни Наташа Сорокина.



Чудом было и наше посещение Красногорского монастыря. День, который мы выбрали для этого, оказался днём освящения монастыря в честь Владимирской иконы Божьей Матери - праздником, который многие десятилетия отмечался всеми его насельниками и местными жителями совершением крестного хода. В стенах этого разрушенного монастыря была отслужена лития, которую иначе как чудом не назовёшь. Молитвы возносились в синее небо и распространялись на всё пространство через пролом алтаря. Казалось, что все святые мученики и исповедники земли Российской молились вместе с нами.



И сама погода тоже была чудом. Жара, прохлада, солнце, дождь, ветер и даже невиданной величины град, отрезавший нас почти на три дня от электричества и мобильной связи, не нарушали обычного течения жизни. Природа как будто бережно корректировала нашу программу, делая её естественной и более ёмкой.



Каждый день лагеря был пронизан молитвой, не похож на другой и заполнен так, что вечером мы с трудом могли вспомнить то, что происходило утром.



Творческие мастерские, игры, песни, костры, купание, песочные замки, походы, серьёзные беседы на темы дня и семинары и даже кукольный спектакль - всё это удивительным образом вписывалось в строгий распорядок дня с его обычными хозяйственными трудами и заботами. Духовная атмосфера лагеря сближала нас друг с другом всё больше и больше, меняла наши взгляды на воспитание детей, семью, братство. К концу лагеря уже трудно было определить, где чей ребёнок, и только самый маленький, десятимесячный Ромка, хотя и шёл к другим на руки, всё же отдавал предпочтение маме.



Подводя итоги, можно сказать, что лагерь у нас получился благодаря тому, что каждый, кто принял участие в нём, не держался своего, а старался как можно лучше выполнить то дело, за которое отвечал, «нести свою соломинку», как писал архимандрит Сергий (Савельев) своим «родным» из заключения, с готовностью подставляя плечо другому.



В последний полный лагерный день мы сделали выставку наших творческих работ. Акварельные пейзажи взрослых перемежались с яркими детскими фантазиями. Лепные фигурки из пинежской красной глины, яркие бабочки, выполненные в разных техниках и расставленные на стеллажах, сочетались с необыкновенными образцами карстовых пород. Мы стояли и молча смотрели на это великолепие, каждого из нас переполняла благодарность за всё, что нам дано. Неожиданно сама собой возникла в памяти песня: «Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, единственной зову…». Через секунду её подхватила ещё сестра, и ещё, и ещё, присоединилась гитара - и вот, весь лагерь поёт: «Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой, грустить с тобой, земля моя и праздновать с тобой…».

Продолжение следует ……………………………………………………………………………                                                            Наталья Малышева

Продолжение

паломничество, братство

Previous post Next post
Up