Борис Шергин об Архангельске

Jul 28, 2013 10:14

28 июля - 120 лет со дня рождения Бориса Викторовича Шергина - русского писателя, сказочника, художника.

Произведения Бориса Шергина удивительно красивы: в них во всем видна нежная любовь автора к северу и языковое богатство, «редкое чувство слова», вобравшее в себя народный язык архангельского севера, поморскую «говорю».

Но в дни празднования юбилея Б.В. Шергина нам бы хотелось остановиться на образе Архангельска в творчестве писателя. В своих произведениях он стремился сохранить образ дореволюционного города, таким, каким его с детства запомнил. Шергин называл свое детство, проведенное здесь, раем. Ниже мы публикуем отрывки из книги Елены Шамильевны Галимовой «Земля и небо Бориса Шергина», из главы «Город архангела Михаила, древний, пречудный город…», посвященной образу дореволюционного Архангельска в творчестве писателя.

«В Архангельске, каким он возникает в произведениях его «рождённого сына» (Бориса Шергина-примеч.), хорошо и радостно жить. Здесь всё устроено разумно, просто и вместе с тем красиво, по главному закону народного зодчества и прикладного искусства - «как мера и красота скажут». Здесь строятся красавцы-корабли, плачет в трубах деревянных домов норд-вест, «возле домов обегают по всему городу из конца в конец широкие тесовые мостки для пешей ходьбы», по которым «век бы бегал», потому что «ступанье по доскам расходится по дереву, оттого никогда не устают ноги по деревянным нашим мосточкам». И сами дома красивы и уютны: «На берегу и у торгового звена много каменного строенья, а по улицам и концам город весь бревенчатый. У нас не любят жить в камне. В сосновом доме воздух лёгкий и вольный. Строят в два этажа, с вышками, в три, в пять, в семь, в девять окон по фасаду». «В родимом городе над Двиной» набережные «покрыты кудрявой зеленью. Тут берёзы шумят, тут цветы и травы сажены узорами» («Двинская земля»).

…Северная Двина и её берега - сердцевина Архангельска. Часто Шергин, делая Архангельский город в своих произведениях местом действия, ограничивается изображением только реки и её пристаней, берегов, набережных…Во многих произведениях Шергина прежде всего подчёркивается портовый характер Архангельска, жизнь в котором кипит во время навигации и сосредоточивается в основном на рейде Северной Двины и у портовых причалов. Летом и осенью «парусных судов и пароходов не сосчитать», «у рынков, у торговых пристаней рядами покачиваются шкуны с рыбой», «степенно, на парусах или на вёслах, летят острогрудые двинские карбаса»; «судов у пристани - воды не видно; народу по берегам - что ягоды морошки по белому мху; торговок - пирожниц, бражниц, квасниц - будто звёзд на небе».

…Прекрасен Архангельск и зимой, когда в морозные дни «воздух - как хрусталь. В полдень займётся в синеве небесной пылающая золотом, и розами, и изумрудом заря… Дома, заборы, деревья в прозрачной синеве, как сахарные, - заиндевели, закуржевели». А зимними ночами над городом «несказанными огнями» переливается северное сияние, «будто голубая река протечёт» («Двинская земля»).

…Это любимая шергинская картина родного города - вид со стороны Северной Двины, каким он был до революции, когда в створе почти каждой улицы, берущей свое начало от набережной, стоял храм. «Всё вижу, -  вспоминал Борис Викторович спустя десятилетия, - будто Двина развеличилась и Град Архангельский. В тридцати храмах, что стоят от верхнего конца города к морю, белые, отражаясь в водах, во всех храмах ударяют к вечерне»

…Созданный Борисом Шергиным художественный образ Архангельска несёт на себе печать этой ностальгической любви, ибо невозвратна не только отроческая пора, неузнаваемо изменился, исказился и сам город. Из храмов, стоявших на берегу Двины, к началу 1930-х годов не осталось ни одного действующего, а большая их часть была раз-
рушена до основания. Уничтожили весь уникальный комплекс Михайло-Архангельского монастыря, величественный Свято-Троицкий кафедральный собор, Спасо-Преображенский собор и храм Иоанна Рыльского на соломбальской набережной Северной Двины, Воскресенскую церковь, которая для семьи Шергиных была приходской, храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождественскую, Благовещенскую и Успенскую церкви. Обезглавили и закрыли Свято-Троицкий кузнечевский храм, церкви Соловецкого, Николо-Корельского и Сурского подворий, домовые храмы при архиерейском доме и Ольгинской гимназии. Это все те шергинские «храмы родимые, в которых молился, куда любил ходить».

…Тихие воды Северной Двины словно навсегда запечатлели отражение «Архангелова града» с тридцатью белыми храмами на берегу, и Борис Шергин, вглядываясь в эти воды, видит родимый город - не то отраженный в реке, не то ушедший под воду, как древний град Китеж…»

Борис Шергин, дата, Архангельск

Previous post Next post
Up