Ощутить свой рост

Jul 09, 2013 11:55


Селу Яренск более 600 лет. В книге Олега Александровича Угрюмова - краеведа, журналиста, можно прочитать: «Вычегодский край с его удаленностью и оторванностью от больших городов, с необъятными лесными массивами словно создан для выселения сюда лиц неугодных власти, будь то царское самодержавие или советское правительство. Несколько месяцев мучительной ссылки, будучи уже смертельно больным, закованным в кандалы, отбывал ссылку в Яренской крепости дядя будущего первого российского государя из рода Романовых - Василий Никитич. В конце XVIII века князь Василий Васильевич Голицын, фаворит царицы Софьи, сосланный Петром Первым на вычегодские берега, писал воеводе Скрябину: «…сосланы мы бедные в Еренск и живем в заточении многое время и погибаем томною злою смертию и пришли вознищание и в болезни от смертного заключения, только дух наш в нас еле обретаетца». Действительно, уже после революции 1905 года в Яренске, в котором было 1440 жителей, находится 529 ссыльных. В 30-50 гг. Северный край стал пристанищем тех, по кому прошлось «красное колесо» репрессий. Ядвига, Регина, Вильгельм, Эммануил, Ирма, Марта, Берта, Элла - все эти необычные имена как-то не звучат рядом с названиями поселков, где пришлось жить спецпереселенцам: Нянда, Пантый, Ледня, Литвино…




  На 15 марта 1930 г. в Северный край выслано 45.000 человек со всех районов страны.

Только с февраля по май 1930 г. - 46.562 семей спецпереселенцев в количестве 230066 человек (67 % всех «раскулаченных»).

1 этап 31 марта 1930 г. - так называемые «кулаки»: белорусы, татары, немцы Поволжья, жители Астраханской, Оренбургской области.

2 этап: 1932 - 1933 гг. - жители Кавказа и Кубани.

3 этап: 1935 г. - жители Украины и Белоруссии приграничных с Польшей районов.

С начала 1940 г.- 3 этапа поляков. Сначала «осадники», «лесники», «лесничие»; потом в 1945-46 гг. так называемые «бендеровцы», «власовцы».

На 1 июля 1947 г. в области в 94 спецпоселках и 9 городах живет 3638 немецких семей (11392 человек) и 1368 трудармейцев. Больше всего в Приморском, Плесецком, Онежском, Котласском районах.

Всего в Ленский район было выслано 690 польских семей, около 2780 человек. Здесь земля плачет, и потому передвижной проект «Неперемолотые», организованный культурно-просветительскими фондами «Преображение» и «Сретение», областной научной библиотекой им. Добролюбова и северодвинским отделением регионального объединения пострадавших от политических репрессий «Совесть», пришел именно в Яренск.

Мы узнали, что, благодаря 10 экспедициям Николая Евгеньевича Ильина, Олега Александровича Угрюмова и школьного клуба «Поиск» Яренской средней школы в 1996-2000 годах собраны воспоминания спецпереселенцев. К сожалению, места массовых захоронений не удалось найти, так как в 1956 году землю разровняли бульдозерами: прятали «концы в воду», чтобы стереть в памяти людей «неприятные» страницы. Но даже это не помешало обычным жителям района ставить памятные кресты на местах, которые связаны с судьбами спецпереселенцев. Так, например, крест в районе поселка Шестой по речке Лупья, куда были высланы первые спецпереселенцы, был установлен жителем п. Тыва Воронцовым и освящен в 2010 г.



Храм в д. Урдома

Уникальный материал экспедиций вошел в книгу «Боль памяти».



Воспоминания спецпереселенцев были опубликованы практически дословно, без редакторской правки, многие из них появились на сайте проекта «Устный архив европейской памяти ГУЛАГа»:http://museum.gulagmemories.eu/; француженка Элен Мондон, в то время преподаватель Сорбонского университета, защитила диссертацию по теме спецпереселенцев, высланных в Северный край.
          Олегом Александровичем Угрюмовым, журналистом, краеведом, написаны десятки статей в местных газетах о страницах истории, требующих нашего осмысления. Благодаря энтузиастам, в Яренске, Урдоме, Нянде появились памятники жертвам политических репрессий.



На открытии памятника польским солдатам-военнопленным, погибшим про строительстве железной дороги
выступает Генконсул Польши Петр Марциняк



Памятник спецпереселенцам поселка Нянда

Потрясает и история Марии Николаевны Маковеевой, которая, пока были силы, на свою скудную пенсию пыталась восстанавливать Церковь Спаса Преображения бывшего Сойгинского монастыря в Симоновой пустыни (д. Белопашино).



Церковь в д. Белопашино, постройки 1700 года



Марина Алексеевна Угрюмова

На открытии выставки Марина Алексеевна Угрюмова - директор Яренской библиотеки, руководитель общества «Память» сказала: «Издание книги «Боль памяти» стало нашим семейным делом. Дочери были приобщены к экспедициям по сбору
материала, к работе в областном архиве, а мне выпала возможность прикоснуться к этому делу через организацию встреч со спецпереселенцами, их детьми, внуками, не раз организовывать митинги у памятника жертвам политических репрессий на Яренском кладбище. Я благодарна координаторам проекта за то, что они удостоили нас такой чести - расположить выставку в нашем районе, ведь 15 июня учрежден Днем поминовения жертв политических репрессий, потому что именно в этот день в 1930 г. сюда прибыла самая крупная партия спецпереселенцев (1917 ч.). Возможно, и в нашем краеведческом музее в ближайшее время появится постоянная экспозиция, посвященная именно духовному сопротивлению в 20 веке».



О. Адам Айдамиров

О. Адам Айдамиров - настоятель храма Всех Святых с. Яренск: «Хочется поблагодарить за такую замечательную выставку. Эта тема, которую нужно освещать. Когда мы говорим «опыт духовного сопротивления», имеется в виду, что люди пострадали за Христа. Пока еще не написано ни одной книги в нашем районе о священниках, пострадавших за Христа. Я надеюсь, что сегодняшняя выставка послужит тому, что кто-нибудь создаст наконец-то книгу об этом».



Олег Александрович Угрюмов

Олег Александрович Угрюмов - краевед, журналист: «20 век - это очень сложная эпоха. Наш район уникален тем, что в 30-50 годы здесь были и спецпереселенцы, и польские военнопленные, и узники ГУЛАГа. Это были люди разных национальностей и верований: православные, католики, мусульмане. И вера помогала выстоять, помогала жить. В одном из воспоминаний мы читаем: «Если бы мы тогда знали, что будущее поколение будет этим интересоваться, то мы были бы счастливы». Спасибо организаторам выставки за возможность посмотреть на историю нашего района в масштабах области».




Яренск был уже восьмым пунктом передвижного проекта, и самым главным его свидетельством было то, что пространство созидания жизни людей расширялось, рядом с «Неперемолотыми» они распрямляли плечи и ощущали свой внутренний рост.

КПФ «Преображение», КПФ «Сретение», Неперемолотые

Previous post Next post
Up