Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления в ХХ веке. Выставки.

Apr 04, 2013 15:07


«Это не менее важно, чем иконопись Андрея Рублева или русская литература, которая питает и дает вдохновение всему миру»

«Все, что имеет величие - хотя и сомнительное, человеческое величие,- все, что можно всерьез уважать, связано с готовностью человека отдать жизнь.. На самом деле, любой человек, мирской, неверующий, язычник, имеет только те ценности - духовные, материальные, всякие,- за которые он готов отдать жизнь…»
                                                                                                                                                                        С. С. Аверинцев



Год назад, 8 января 2012 года, в Северодвинске начал работу уникальный проект «Неперемолотые», созданный Свердловским областным краеведческим музеем, Екатеринбургской православной духовной семинарией, Культурно-просветительским фондом «Преображение». Это уникальная выставка о несгибаемости человеческого духа в невероятно бесчеловечных условиях безбожия эпохи советского режима рассказывает о 20 веке как великом времени триумфа духа, явленного в судьбах и личностях очень красивых, достойных, светлых людей. У нас появилось желание дополнить эту выставку краеведческими материалами, и в результате трудов неравнодушных к истории Северного Края людей возникло продолжение проекта - «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в 20 веке». Собирающая сила памяти явилась и в том, что планшет о священномученике Николае Родимове был создан благодаря трудам прихожан Свято-Троицкого храма г. Архангельска, историю Ягринских захоронений собирали члены общества «Совесть»: Галина Викторовна Шаверина и ее помощники; судьба свящ. Венедикта Титова и лявлинских захоронений нашла отражение в проекте благодаря трудам архангельского краеведа Николая Васильевича Суханова. Планшет об истории Свято-Сретенского храма, о подвиге веры жителей села Заостровье, сохранивших от разорения храм, появились как результат труда общины Свято-Сретенского храма.

Работа выставки в Северодвинске, а позже и в других городах области стала возможной только при братской поддержке свящ. Иоанна Привалова и братьев и сестер, которые в течение нескольких месяцев каждый день дежурили на экспозиции, проводили экскурсии, круглые столы, пресс-конференции. «Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских поможет всем нам, каждому на своем месте - и Патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и священникам, и диаконам, и прислужникам, монахам и мирским, - нести свой крест и свое служение так, чтобы не посрамилось имя Божие». Эта мысль Святейшего Патриарха Кирилла очень важна для нас. (http://www.pravoslavie.ru/news/35060.htm)


Выставку в Северодвинске и Архангельске посетили более двух тысяч человек.

Светлана Николаевна Лойченко, главный редактор газеты «Правда Севера», оставила такой отзыв
        http://www.pravdasevera.ru/?id=1051783516.
Интересны и минисюжеты Северодвинского и Архангельского городского телевидения об открытии выставки:
      stv-online.ru/obshhestvo/2216-neperemolotye.html;
        http://www.pomorie.ru/news/v-severodvinske-otkrilas-unikalnaya-peredvignaya-v,
        http://www.psmb.ru/video/reportazh/statja/vystavka-neperemolotye-v-arkhangelske;
        http://www.youtube.com/watch?v=3vBv4SRsRZY.

Один из священников, посетивших выставку в Северодвинске, поделился своими впечатлениями: «Я внимательно слушал все, о чем говорилось на выставке, рассматривал инсталляции, читал письма, и пришел к удручающему выводу: сегодня мы преступно пренебрегаем уроками истории».
        http://www.arh-eparhia.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=20691&sphrase_id=197412.

«Напомним, что выставку подготовила Екатеринбургская православная духовная семинария и Преображенское содружество малых православных братств. Она посвящена истории политических репрессий в отношении православного духовенства Уральского региона, куда в 1917 году входили Пермская, Челябинская, Вятская, Екатеринбургская, Уфимская и Курганская епархии - документы, вещи, фотографии, видеоматериалы из уральских архивов и частных собраний свидетельствуют о сопротивлении, которое оказывала церковь безбожной власти на протяжении всего ХХ века. Метрические книги с записями о расстрелах священнослужителей, экспонаты из лагерей, творчество спецпоселенцев, епархиальные документы, личные вещи и письма исповедников веры рассказывают о жизни церкви на Урале с момента установления советской власти и до 1980-х годов»,- пишет Пресс-служба Архангельской епархии 17 Февраля 2012 г.

Отзывы о выставке разных посетителей очень вдохновенны (http://vk.com/event33601504):
"Я побывал на выставке и задумался о тех людях, о которых не написано в учебниках истории. Людях, сохранивших для нас веру, которая могла исчезнуть с лица земли. Эти люди защищали храмы от исчезновения и разорения. Они готовы были постоять за веру до конца. Эта выставка - память о героях тех времен, чтобы мы не забывали, благодаря кому наша вера сохранилась..."

«Я часто бываю на выставке в Архангельске. Прихожу утром пораньше, чтобы в тишине помолиться за тех, чьи имена мы произносим каждый день. Кто погиб за веру, но сохранил любовь. Кто готов был пострадать за Христа даже до смерти. Я всегда обращаю внимание тех, кто приходит, на письмо одной прихожанки из Соломбалы (архивные материалы, тридцатые годы). Она открыто обращается к властям, требуя вернуть на приход арестованных священников. Что с ней стало? Об этом можно только догадываться. Посетив выставку, трудно остаться равнодушным. Для кого-то все, что они узнали, неожиданно. Кто-то не может поверить, что такое было у нас. Многие рассказывают свои истории о пережитом. Недавно рассказали историю о давнем друге, Александре Осиповиче. Это было в шестидесятые годы. Он был экскурсоводом на Соловках. В то время на Соловки в качестве туристов приезжали и бывшие узники. Александр собирал свидетельства этих людей, а по возвращении в Архангельск рассказывал своим друзьям. За это он был привлечен к ответу, материалы изъяты и уничтожены. Он уехал в Штаты. Связь с ним прервалась. Много интересных историй можно было бы еще рассказать. Хотелось бы обратиться ко всем: не пожалейте времени, приходите и вы на выставку. У тех, кто пострадал за веру, есть чему поучиться и есть о чем подумать нам, ныне живущим».

«Я посетила выставку "Неперемолотые" в г. Северодвинске. Мне запомнился рассказ об исповеднике веры Архимандрите Таврионе (Батозском), и запомнились его слова, которые он произнес в своей проповеди в 70-е годы: "Жизнь человеческая - это великий подвиг. И Господь, чтоб нас спасти, совершил великий подвиг. Так вот, каждый из вас должен знать: смысл нашей жизни в том, что мы должны служить людям. Отдать жизни свои за них. Тогда мы будем тем, чем мы должны быть".

Показательны и выдержки из пресс-конференции перед открытием выставки «Неперемолотые» в Северодвинском городском краеведческом музее 8.01.2012 г.

Татьяна Николаевна Поздеева - зам. директора Северодвинского городского краеведческого музея:

«Посрамить и осудить недавнее прошлое - весьма неблагородное дело, но такие выставки, как сегодняшняя, не преследуют этой цели. Они ставят задачу - показать историю наиболее объективно и дают возможность посетителю самому сделать выводы. Северодвинский музей обращался к теме репрессий в 1992 году, когда были создана выставка Гулаг - Ягринлаг и реконструирован зал «Рождение города», но тема духовного сопротивления для нас новая. Важно, что на выставке очень много подлинных предметов, которые не соврут. Взятые из семей документы, фотографии, вещи наполнены исторической правдой, этой семейной памятью, тем самым эта выставка значима в настоящий период».

Оксана Витальевна Иванова - автор выставочного проекта «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в XX веке».

«Особенность проекта в Северодвинске - уникальные планшеты «Неперемолотые. Опыт сопротивления в Северодвинске». Это как раз совершенно чудесная, на мой взгляд, ситуация, когда мы сумели к тому материалу, который мы привезли с Урала, найти и оформить местный северодвинский материал с уникальными вещами. Я впервые видела именно здесь на фотографиях монограмму имени Иисуса Христа, которую нарисовал заключенный в 40-ые годы на стенах монастыря, превращенного в тюрьму. Мы специально в экспозиции рядом с ней поместили такого рода изображение из древнехристианских римских катакомб. Знак Христа, который есть и 2000 лет тому назад, найденный в катакомбах. В каком-то смысле это первая публикация в музейном пространстве этой находки, в какой-то степени даже сенсация. Благодаря музею, наличию большого количества исследователей мы сделали целую витрину на местном материале. Можно констатировать начало исторической эпохи в нашей жизни, которое, безусловно, найдет отражение в экспозиции. Есть большая надежда, и даже радость, и даже гордость в том, что XX век дал такое количество свидетелей, мучеников, людей, которых невозможно никаким способом перемолоть, лишить человеческого достоинства. Это и открытие, и свет, и сила. Это вклад в мировую сокровищницу. Это не менее важно, чем иконопись Андрея Рублева или русская литература, которая питает и дает вдохновение всему миру».

Владимир Ильич Лавренов - член Преображенского содружества малых православных братств, кандидат исторических наук, член Государственного геральдического совета при президенте РФ, директор филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Тверь

«Открытие этой выставки - большое событие не только в истории города, но и в истории Преображенского содружества малых православных братств, которое я тоже представляю. Опыт именно не политического, а духовного сопротивления здесь более ценен, чем политического, потому что для нас это свидетельство того, что человек, страдающий за Христа и со Христом, умирающий, является врагом тоталитарного режима более страшным, чем любой человек другой, сопротивляющийся с оружием в руках или как-то иначе. Это необыкновенно ценный опыт. Эти примеры свидетельствуют просто о потрясающей силе духа, веры и способности человека сохранить в первую очередь внутреннюю красоту, добро и мир в сердце, несмотря на совершенно ужасающие условия, когда многие другие люди теряли человеческий облик. Потому что человек верующий - это в первую очередь человек активный, он должен на что-то опираться, на тот опыт не только христианских поколений 2000 лет, и удивительно образом, что такая раннехристианская эмблема найдена на стенах камеры. Это говорит о серьезной духовной связи между христианами разных веков: это говорит о том, что Христос везде: и в камере и в парадном зале, если есть верующее сердце».

Свящ. Иоанн Привалов - настоятель храма Сретения Господня с. Заостровье Приморского района:

«XX век не осмыслен, не понят. О нем говорили часто в последнее время как только о чем-то отрицательном. Один поэт писал: «Я устал от 20 века, от его окровавленных рек. И не надо мне прав человека: я давно уже не человек». Этому возражает современный мыслитель и поэт О. А. Седакова, говоря о том, что мы как-то незаметно пропустили то, что 20 век был великим веком христианства. Это был век не только сломов судеб, но это был век, в который и вырастали люди, потому что приблизились последние вещи, когда выяснилось, что вопрос о смысле жизни надо решать не в каких-то кабинетах, не когда пишутся книги, а когда тебя, например, внезапно арестовывают и возникает вопрос: за что? И надо понять, как жить в этом мире, когда так много зла. Что должен сказать себе человек, который входит в камеру? Он должен сказать: «Жизнь моя закончилась. Несколько раньше, но ничего. Сейчас лучше, чем потом. Родственников, семьи у меня не осталось, тело мое - это уже мертвое тело, мне не принадлежащее, у меня остался один дух». А.И. Солженицын писал, что перед таким духом дрогнет следствие. Почему? Из желающих жить можно вить веревки. Тема святости и жертвенности нерасторжимы. Жертвы бывают разные…бессмысленные жертвы, бездумные жертвы. Е.Б. Пастернак говорил: «Вы знаете, надо знать, в какую кассу жертвовать». Человеку очень важно понимать, за что можно жизнь отдать, а за что не надо отдавать. Пока для нас самым главным будет здоровье, мы будем находиться в состоянии перемолотых людей. В контексте духовного сопротивления я бы сказал, что жизнь можно отдавать только Господу Богу и больше никому. И сердце человека так устроено, что оно может принадлежать только Господу Богу. Пока мы этого не поймем, той самой святости, того самого исправления, освобождения не произойдет»/

выставка «Неперемолотые»

Previous post Next post
Up