Профессор СФИ АЛЕКСАНДР КОПИРОВСКИЙ:
"Портал-Credo.Ru": Два дня назад опубликовано обращение митрополита Уфимского РПЦ МП, в котором он весьма серьезно обличает Ваше братство. В частности, он задает ряд "острых вопросов". Не могли бы Вы как-то это прокомментировать и, насколько возможно, ответить на эти вопросы?
Александр Копировский: Послание митрополита обращено не к нашему Преображенскому братству, хотя и содержит некоторые оценки его деятельности. Но можно признать, что это обращение вызвало у нас глубокое недоумение и огорчение.
В Евангелии написано: "Если согрешает брат твой, то пойди к нему и обличи его между тобою и им одним". Обращение же митрополита направлено сразу, через головы тех, кого оно обвиняет, - к верующим епархии. Обращение епископа к своей пастве - это серьезная ответственность перед Церковью! Предполагается, что он исследовал дело и выдает уже некоторые проверенные результаты. Но ведь ни о каком исследовании нам и никому неизвестно. Его просто не было. Отсюда налицо очевидные передержки, к сожалению, соответствующие ушедшей в небытие советской системе, когда считался врагом тот, кто не подходил под некую общую идеологическую мерку.
Дело даже не в нарушении таким образом закона о клевете и о чести и достоинстве, это просто суждение и действие "по понятиям".
- По принципу: "А ты вообще кто такой"?
- Конечно. И потом - где там вопросы? Если и есть, то только риторические. Делается вид, как будто мы уже приговорены, и к нам надо обращаться как к преступникам. Словно наша вина действительно есть, и она доказана.
Итак, если митрополита интересует, что в жизни происходит на самом деле, он должен был бы связаться с нами и непредвзято рассмотреть проблему. Но точно известно, что ничего подобного не было. А было только использование недобросовестных, недоброкачественных, а часто просто клеветнических и антицерковных источников, типа "Русской народной линии", плюс тенденциозных и некомпетентных высказываний псевдоэкспертов типа Дворкина и Ко.
Создается впечатление, что автор послания вообще не был заинтересован в установлении правды. А вот в нагнетании в Церкви страхов и распространении ложной информации, получается, он был заинтересован. В его послании нам бросаются обвинения, которые и близко не соответствуют действительности. Это даже не вопросы, это именно обвинения. И получается, что нам же теперь нужно доказывать, "что ты не верблюд".
Там утверждается, например, что деятельность о. Георгия, его книги "не раз осуждены высшими иерархами нашей Церкви". Но это клевета. Известно, что о. Георгий часто служит в храме, где церковно общается со священниками и епископами. Никогда не было осуждения его деятельности и его книг. Известно лишь постановление Синодальной богословской комиссии во главе с митрополитом Филаретом Минским, в котором было написано, что никакой еретической системы в трудах о. Георгия нет. А если есть выражения, которые могут у кого-то вдруг вызвать смущение, то придраться можно к чему угодно, хоть к Библии. Поэтому о. Георгий сразу сказал, что он готов их исправить, что он вообще ни за что свое не держится.
Так что вместо разговора или дискуссии в послании уфимского архиерея есть лишь осуждение прежде рассуждения. И это, конечно, очень печально. Правда, я могу предположить, что митрополита намеренно так "информировали", предоставив ему заведомо искаженные и ложные факты, а он их слишком поспешно принял за истину.
Конечно, в мире сем известен принцип: "Бей своих, чтобы чужие боялись". В Церкви же он не должен применяться. Я уже не говорю о необходимых в таких случаях авансах доверия и любви. Но хотя бы человеческий закон нужно соблюдать. Древние римляне, язычники, говорили: "Да будет выслушана и другая сторона". То же есть в Священном Писании…
- Все же вам были заданы конкретные вопросы. Например, что вы называете себя православными, но отлучаете своих детей от таинств крещения и причастия…
- Это не вопрос, это бред - прости, Господи! Те, кто прошел оглашение, крестятся, воцерковляются и затем участвуют во всех церковных таинствах. Все члены братства регулярно исповедаются и причащаются…
- Митрополит имеет в виду детей.
- Нет, дети у нас никакое не исключение. На деле сейчас у нас ситуация ровно обратная: есть священники, которые запрещают нашим братьям и сестрам причащаться. Без всякого церковного основания, без объяснений отлучают от причастия и взрослых, и детей, в том числе в Великий пост и на Пасху. Были случаи отказа им даже в простом елеопомазании на утрени. Просто так - не подходите, и всё. А теперь на наши же головы такие случаи начинают перекладывать. Это неправда.
Другое дело, что родители всегда и везде сами решают, когда крестить своих детей, как их к крещению готовить и т.д.
- Митрополит Никон также говорит, что вы вводите понятие "христианин второго сорта" в отношении не прошедших полного оглашения.
- И это ложь и клевета. Никто из нас никогда не говорил о "христианах второго сорта" или какого-то "первого". Не нам судить, кто первого, а кто второго - это знает только Бог.
Но каноны требуют ото всех, чтобы каждый христианин в нормальном случае прошел оглашение. Когда неверующий, не знающий Бога человек приходит и говорит, что он хочет узнать о вере, то понятно, что он сразу не может быть назван нормальным, как бы полным членом Церкви. Поэтому его готовят к крещению, аесли он был крещен в детстве, но не научен, или крещен, как многие, без веры или по суеверию, - то просто к воцерковлению, после чего он и становится полным членом Церкви.
В соответствии с церковной традицией мы ставим акцент как раз на другом: если человек уже верит в Бога и хочет полнее войти в Церковь, в ее жизнь, то даже если он не крещен - он не посторонний для нас, он уже член Церкви, христианин, только не вполне, ибо он - оглашаемый. Это человек, который уже пытается жить по своей вере, а мы стараемся ему в этом помогать и вводить его в православное учение и церковную жизнь. Никаких "вторых сортов" никогда не было - это все придумано.
- Ваши малые братства обвиняются также в том, что они являются параллельными структурами официальной Церкви и независимы от нее, поэтому представляют собой "элемент раскола".
- Все наши братства - не формальные, а реальные духовные объединения. Они существуют потому, что есть люди, когда-то вместе прошедшие катехизацию и после ее завершения не захотевшие расходиться. Те же, кто хотел уйти, идут на приходы или куда они еще считают нужным (таких, кстати, не так мало). А те, кто хочет остаться, остаются - вот и весь принцип их создания.
Никакой параллельной или перпендикулярной структуры нами не создается. Все они члены Русской Православной Церкви, участвуют в приходской, евхаристической и общецерковной жизни. Кстати, наше большое братство входит в Совет православных общественных объединений при Синодальном отделе Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Мы получили соответствующую бумагу, и наш представитель ходит туда на заседания.
Поэтому все обвинения в "параллельности" - просто нагнетание ложных страхов с целью создания образа врага. Это то же, что искать чертей в кадильнице. Кому и зачем это надо - непонятно.
У нас есть свой правящий архиерей. И он не в Уфимской епархии находится. Мы находимся в общении с ним, пишем ему, если нужно, письма, сообщаем о своих действиях, о конференциях, передаем наши книги - у нас ничего скрытого нет.
- Кто у Вас правящий архиерей?
- В Москве - патриарх Кирилл, у наших братств из других городов - свои епархиальные архиереи.
Наши братства, повторюсь, неформальные организации. И люди в них из самых разных приходов. Даже в Москве у нас, к сожалению, нет какого-то одного храма, а значит мы не относимся к какому-то викариатству, при котором они бы существовали.
Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru" Источник