Оригинал взят у
deadokey в
МАССАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Дворец Александра III в Массандре), Крым, Большая Ялта (часть 3) Третий этаж Массандровского дворца, предназначавшийся для детей, не был оформлен. В заключении комиссии по приемке дворца об этом говорилось: "...в виду кончины, в 1894 году государя императора Александра III и последовавшего вслед за сим Высочайшего повеления ныне благополучно царствующего Государя Императора о достройке лишь дворца, без дальнейшего оборудования его, профессор Месмахер не счел возможным придать помещениям 3-его этажа того специального назначения, которое было намечено на проекте, т. к. такое устройство могло со временем оказаться или ненужным, или неудобным". Отделочные работы не были полностью завершены, потому что никто из Романовых не стал жить в этом дворце. В 2006 году была открыта выставка «Как мы жили… идеалы прошлого» (произведения соцреализма 40-50гг. XX века). Послевоенная живопись призвана была создавать яркие, типические образы советских детей, подобно тому, как это воплотили в литературных произведениях А. С. Гайдар, Л. А. Кассиль...
На заглавной фотографии картина "Портрет дочери" Лесницкой Л.И.
Дата фотографий: 2014 год, 3 июля.
2. Поднимемся по парадной лестнице на 3ий этаж.
Для создания экспозиции отобрали картины и скульптуру из фондов Алупкинского музея. Часть произведений поступила в Алупку в 20-30-х годах из Государственного музейного фонда и крупнейших музеев Москвы и Петербурга.
3. Вход на третий этаж.
4.
5. Мучник Л.И. (1890-1966). "Симеиз" 1952 г.
6. Сулименко П.С. (1914-1995) "Берег возле Симеиза" 1950 г.
7.
Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) - мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.
Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.
Параллельно ему существовало неофициальное искусство.
- художественное изображение действительности «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».
- согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.
8. Попав в зал, посвященный теме советского детства, у посетителя часто возникает ощущение, что время повернуло вспять. На стенах, в пределах скромной экспозиционной площади, развернулась мистерия детского счастья, каким его представляли в послевоенное десятилетие.
Зритель непременно останавливается у дипломной работы выпускника Киевского художественного института «Прием в пионеры» Ивана Антоновича Тихого, впоследствии получившего звание Заслуженного деятеля искусств УССР, ученика известных живописцев - С. Григорьева и В. Костецкого. Детский портрет был очень популярен в советском искусстве в 1950-х. Л. И. Лесницкая («Портрет дочери» на заглавной фотографии) и В. И. Зарецкий («Ремесленник») создали интересные детские образы, положительные, индивидуализированные, но тем не менее, не похожие на хрестоматийных «пай-девочек и мальчиков». Оба персонажа отличают теплота, задушевность, глубина проникновения живописцев в детскую психологию.
9. "Тихий И.А. Приём в пионеры".
10.
11. С балкона третьего этада открывается вид на партер дворца.
12.
13. Черное море.
14.
15.
16. Слева картина Путейко Н.Г. "На речке", 1954 г. Справа - Гуревич А.М. "Летом".
Обзор выставки не был бы полным без характеристики произведений широко распространенного в советское время бытового жанра.
А поскольку «… в жизни советских людей все личное и общественное неразрывно связано, - читаем мы в книге Б. М. Никифорова „Советская жанровая живопись“, изданной Академией художеств СССР в 1961 г., - поэтому, обращаясь к изображению событий личной жизни советского человека, художники-жанристы не могут не задумываться над тем, как в личном отражается общественное».
Этой фразе академического издания соответствуют жанровые картины художника Владимира Григорьевича Путейко, ученика С. Прохорова, «На речке» и «У парторга», созданных в 1954 г., и как нельзя лучше отражающих дух времени и поколения.
17. Путейко Н.Г. "На речке"
В начале 1950-х гг. в советском искусстве становятся популярны картины с «конфликтным сюжетом».Художникам требовалось решать не только творческую задачу, но и создать убедительные, живые образы, утверждая новый быт и новую советскую мораль.
В работе «У парторга» автор обращается к конфликтному сюжету и удачно живописными средствами отображает настроение поссорившихся супругов.Одной из центральных фигур полотна является парторг, несущий основную смысловую нагрузку и выступающий в роли миротворца.Он показан живописцем в несколько театральной позе, выделенный белым пятном сорочки, словно призванный с полотна напомнить и незадачливому супругу, и зрителю, что «семья - ячейка общества». На стене слева - непременный атрибут эпохи - портрет Ленина.
18. Путейко В.Г. "У парторга".
Ноты социальной эйфории были ощутимы в советской действительности, несмотря на полуголодные колхозы, кризис после «раскрестьянивания» деревни, не прошедший ещё в послевоенные годы, послевоенную разруху. Мечта о светлом пути и близком счастливом завтра объясняет лирико-романтическую тональность произведений, посвященных теме советского села.
Враг изгнан из Украины и советский колхозник - вновь хозяин своей эемли, может свободно трудиться и созидать на своей земле. Эта мысль стала лейтмотивом многих послевоенных произведений.
Иосиф Ильич Карась, уроженец Полтавщины, к художественной выставке 1954 г. создает лирическое полотно «Пшеница», продолжая традиции отечественной пейзажной живописи. Налитый спелый колос, клонится к земле, обещая изобильный урожай. Удачно выбранный солнечный, спокойный колорит придает пейзажу величавое настроение, навевая мысль о безбрежности родных украинских полей.
19. Карась И.И. "Пшеница".
Олицетворяя благополучие советского колхоза, на крыше невзрачного дощатого строения реет небольшой ярко-алый флаг, в тон которому косынка на голове молодой девушки. Художник, как и все его товарищи по цеху той эпохи, должен был писать иллюзию богатой советской украинской деревни, ни на шаг не отклоняясь от социалистического реализма. Умелое владение образно-пластическими средствами делают «деревенские» образы Светлицкого очень достоверными и симпатичными. На них и концентрирует свое внимание зритель, оставляя «за кадром» идеологическую подоплеку полотна.
У некоторых произведений была функция не только эстетическая, но и частично утилитарная, как у рекламного плаката, популяризировавшего общественный строй. Заслуженный деятель искусств УССР Савин Виктор Маркеянович, выпускник Харьковского художественного института, ещё до войны работал в области тематической живописи, продолжив это направление в творчестве и в 1950-х гг.
Его полотно «Вуз окончил» (1953-54 гг.) переносит нас уже в послевоенное село. По деревенской улице в окружении ватаги мальчишек идет вернувшийся в родной колхоз после учебы молодой специалист. Картина блистает яркостью красок, игрой световых рефлексов на лицах персонажей и зеленой лужайке, что способствует общей эмоциональной приподнятости образов, достоверных и узнаваемых.
20. Савин В.М. "Вуз окончил".
21.
22. И опять парадная лестница.
23.
24. И еще раз прогуляемся возле дворца...
25.
26.
27.
28. Вид на Ялту.
29.
30. Тот прекрасный вид на Ялту.
31.
Продолжение рассказа в четвертой части...
Ссылки
Д.Тарасенко. Южный берег Крыма. 2006
В.Ф. Нейенкирхен, А.С. Моисеев. Крым. Путеводитель. 1914
О.Ю. Захарова. Светлейший князь Воронцов. 2004