Сотера

Sep 04, 2017 09:22

Оригинал взят у galich89 в Сотера
Сегодня у меня готов рассказ про весёленькие грибочки, и не только!

Название "Сотера" носят одновременно река, курортный посёлок и красивое урочище, расположенные на Южном берегу Крыма, между Судаком и Алуштой. В переводе с греческого "сотер" означает "спаситель" (где-то в балке сохранился фундамент храма Христа Спасителя). Местность Сотера растянулась на несколько километров: на побережье стоят базы отдыха, гостевые дома, пансионаты и тому подобное (в интернете они чаще фигурируют под названием САтера), а гораздо выше и ближе к горным ущельям находятся дачи. Именно там, возле дачных участков, я с друзьями оказалась в начале июня.
Если рассказывать по порядку, то дело было так: собрались я, Маша, Лёня и Саша поехать на Южный берег Крыма по живописному серпантину дороги Судак - Алушта. Четвертое июня, самое начало лета - прекрасная пора, когда солнце согревает, ветерок освежает, а не успевшая  ещё пожухнуть зелень радует взгляд!
Первой остановкой на пути была смотровая площадка за селом Приветным, откуда я полюбовалась любимыми судакскими мысами:

А, проехав по серпантину до следующей смотровой, мы увидели масштабное плато Караби-Яйла...

Перевал Большие Ворота на юго-восточных отрогах Караби-Яйлы:

Гора Белая, или Такья-Тепе - вторая по высоте вершина Караби-Яйлы (1253 м), выше неё только Тай-Коба (1262 м). Обе вершины венчают Верхнее плато, в юго-юго-западной части Караби.

Западнее Караби находится ещё одно великолепное горное плато - Демерджи-Яйла. Склон, обращённый в нашу сторону, расчерчен длинными рядами острых скал Тарах-Хая, и это далеко не единственная достопримечательность Демерджи!

С той же смотровой площадки (небольшой карман дороги) мы видим Рыбачье - один из крупных курортных поселков, расположенных на берегу моря между Судаком и Алуштой. Я бывала там только проездом, а вот Андрей и Лена crimeaphile в конце весны немного пожили в тех краях, и уже показывают интересные фотографии.

Приближаемся к ЮБК...

Следующие за Рыбачьим сёла - Малореченское и Солнечногорское, а за ними недалеко уже и Сотера. Ответвления дороги предлагают ехать налево, к берегу моря, но нам-то нужно направо - к горам. Так что, на очередном повороте (44.7432813N 34.4760525E), мы съехали с асфальтового покрытия на грунт и поехали по кочкам к дачному посёлку.
Вскоре Лёня остановил авто недалеко от шлагбаума. В упор не заметив указателя туристической тропы, ведущей  в урочище Сотера (координаты 44.7459503N  34.4671288E), мы двинулись вверх по дороге и оказались посреди дач.

Куда идти?.. Дачи разные: и более, и менее заброшенные. Кое-где - трава по пояс и давно не отпиравшиеся ворота, кое-где - недостроенные полусараи-полукоттеджи, кое-где - сады и пышно цветущие около заборов розы. Над посёлком возвышается гора Кобетке.
Людей не видать. Пошутив насчёт "зомби-апокалипсиса", мы пошли потихоньку вперёд. Скоро местные жители всё же появились и, тоже с шуткой, указали нам правильное направление: "Идите-идите, кто туда уходит, тот обратно не возвращается!".

Исходя из этих слов, я предположила, что через посёлок нередко проходят туристы, которые направляются к каскаду водопадов Джурла, и дальше - на перевал Демерджинское седло. Этот маршрут начинается как раз в урочище Сотера.
Приятно видеть (а через телеобъектив или бинокль - разглядывать) вершины и скалы Южной Демерджи, и вспоминать, ощущая холодок, как я побывала там однажды в промозглый и туманный зимний день:

Ну, а сейчас, я с друзьями миновала последний дачный домик, и сразу заметила их - каменные грибы!

Такое, вот, чудо природы!

В течение многих-многих лет мягкие горные породы здесь размывались, а более крепкие - оставались на месте. Каменные плиты поднимались всё выше... И теперь мы видим "грибы", которые, скорее всего, продолжают "расти".

Неожиданностью было увидеть трубу, проложенную в аккурат через центр памятника природы. Неужели нельзя было провести её в сторонке?..

Высота "грибов" - примерно пять и семь метров. Кроме этих двух больших истуканов, на склоне можно заметить ещё парочку меньшего размера. Вероятно, когда-нибудь и они "подрастут"...

Тот "гриб", который повыше, кто-то окрестил "Катей": выцарапал имя на глиняной "ножке". Забавно, конечно, но следует понимать, что такие образования довольно хрупкие - надо их беречь.

Рядом с каменными изваяниями растут тоненькие дубы и фисташковые деревья.

Пишут, что когда-то здесь стоял ещё более высокий каменный гриб. Но, к сожалению, он обрушился в 80-х годах. Может быть, камень, на который я присела, когда-то был "шляпкой" этого "гриба":

Маша и "грибочек":

Возле "Кати":

Насмотревшись на каменные грибы, мы отправились вглубь урочища искать водопадик.
Около пригорка, на который мы забрались, протекает река Сотера (она же Алака, она же Джурла - разные названия реки в разных её течениях). Спускаясь с отрогов Демерджи-Яйлы, вода скачет по уступам и образует водопады. Особенно много их наверху - там, где, река носит имя Джурла. Но и в нижнем течении (Сотера), можно полюбоваться на небольшие порожки и водопады.
Пройдя по тропе налево от "грибов", мы оказались в тенистом лесу. Я представляла лишь приблизительно, что где-то неподалёку (в пределах одного км) есть небольшой водопад. Мы прошли полпути вдоль речки и остановились, когда тропа начала уводить немного вверх. На разведку вызвался идти Саша, а я, Лёня и Маша осталась на месте. Вокруг был красивый лес, наполненный журчанием воды и бликами солнечного света... Контрастный перепад от света к тени не позволил мне сделать много хороших снимков. Мы  пофотографировались на память у речки, а потом вернулся Саша - он нашёл водопад, к нему стоит сходить!

Интересное событие произошло на подходе к водопаду: рядом с тропинкой - шлёп-шлёп - с ветки на ветку быстро переползла змея! Мы успели увидеть, как прогибаются веточки под её тяжестью, а Лёня удачно поймал змею в кадр. По-моему, это желтобрюхий полоз. Он может укусить человека, но опасности для жизни не представляет. Полоз прополз мимо, мы на него посмотрели - вот и замечательно!

© Леонид Иорданов

А вот и водопадик:

Это первый водопад на реке Сотера (Джурла). Тропа обходит его справа и ведёт дальше, выше... Спустя пару километров она приведёт к известному своей красотой водопаду Гейзер и каскаду водопадов Джурла. Может быть, мы и туда когда-нибудь доберёмся!

Место возле водопада весьма дикое. Валежник - ветки и стволы упавших деревьев, да колючие побеги шиповника не дают там разгуляться. Камни обросли густым ярко-зелёным мхом, который полностью пропитан влагой. Воды много... Манящие струи... Саша и Лёня решили освежиться и приняли прохладный "душ"! А нам с Машей и так очень хорошо!

Обратный путь мы прошли по туристической тропе. Так, вроде бы, правильнее, но мне больше понравился живописный вид урочща Сотера со стороны дачных участков. Идёшь и, вдруг, прямо перед глазами - "каменные грибы"! А туристическая тропа подходит к ним сзади.

© Леонид Иорданов

Немного задержала нас (ну ладно, именно меня задержала) красивая ящерица. Эти шустрые рептилии часто попадают в кадр. Зато желтопузик, большая безногая ящерица, - более редкая и скрытная. Мы с Машей её видели, но заснять не удалось!
А вот, пример вандализма: сорванные и брошенные затем цветы. Гвоздички, анакамптис, вязель, пупавки, даже ясенец... Зачем?.. Очень жаль.

На этом закончилсь наше пребывание в Сотере. На самом деле, эта небольшая прогулка была лишь отдельным этапом поездки по Южному берегу Крыма. Теперь мы отправляемся дальше - на гору Парагильмен!