Улица Пятницкая возникла в XIV-XV вв., и начиналась она тогда от Москворецкого моста, затем доходила до Климентовского переулка, а далее дорога шла через поля да луга на юг в сторону Рязани, Тулы и других городов. В XVI-XVII вв. в этом районе располагаются различные мастеровые, ремесленнические, военные слободы. С конца XVII - начала XVIII века на Пятницкой улице постепенно стали появляться дворы людей зажиточных и богатых. Многие купцы в XVIII-XIX вв., пытаясь перещеголять друг друга, продемонстрировать свое богатство, нанимали ведущих архитекторов своего времени и строили здесь шикарные усадьбы и особняки. На месте будущего особняка Коробкова в начале XVIII века располагалось несколько небольших деревянных усадеб. После пожара 1812 года все деревянные постройки в этом районе сгорели. В 30-х годах XIX века владение принадлежало купеческой семье Головиных, и на обширной территории, доходившей до угла Пятницкой улицы и Старого Толмачевского переулка, появляются новые каменные строения. В 1860-х годах земля была поделена на два участка - северный и южный. Северный участок земли был приобретён купцом П.А. Тугариновым. В 1866 году он строит здесь двухэтажный особняк с мезонином, который впоследствии частично вошёл в состав перестроенного особняка Коробкова. Вскоре два владения объединяются и становятся собственностью семьи почетного гражданина купца Трифона Ивановича Коробкова. Новые хозяева принимают решение перестроить свои владения. Для этой цели Т.И. Коробков приглашает архитектора Льва Кекушева. В 1894 году особняк впервые был реконструирован. Также во владении Коробкова, по проекту Кекушева, появляются новые жилые строения под сдачу в наем, хозяйственные и служебные постройки, ограда с прекрасной кованой решёткой. И, конечно же, архитектор не забыл оставить свой фирменный знак в виде изображения льва. На фасаде особняка, если внимательно приглядеться, между окнами, как грозные стражи, установлены скульптуры грифонов с львиной мордой, а на куполе с его четырех сторон - маски львов.
На этой фотографии дом Коробкова изображен после первого этапа перестройки в 1896 году. В 1899 году со стороны улицы была сделана пристройка, существенно удлиннившая фасад.
02 Дом Коробкова. 1897
03 Дом Т.И. Коробкова на Пятницкой улице. 1896-1899
В 1899 году архитектором С. С. Шуцманом здание было расширено и продлено, при этом прежняя декоративная отделка фасада, спроектированная Кекушевым, сохранилась.
04 Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице 1899-1910.
Особняк ассиметричный с пышно декорированным фасадом, над эркером возвышается покрытый чешуйками купол, но больше всего привлекает внимание цвет - лиловый. Жилых зданий такого необыкновенного цвета, построенных в XIX веке, вы не встретите в Москве больше нигде. Сразу виден узнаваемый прием архитектора - асимметрия: с одной стороны особняка оригинальная башенка,«чем-то напоминающая купеческий сундук с крышкой - чешуйчатым куполом с эффектным скульптурным декором и ажурной кованой решеткой на гребне», а с другой - угловой башенки нет.
05
06 Маски львов на куполе
На первый взгляд, может, это и говорит о какой-то незаконченности, но это модерн и это Кекушев, который смело ломает симметрию и обожает разновеликие окна
07
08 Между окнами - грифоны с львиной мордой
09
Внимание привлекает еще несколько любопытных деталей, например, в верхней части эркера кадуцей - жезл бога Меркурия, покровителя торговцев и предпринимателей. Это явный намек на деятельность хозяина дома. Причем здесь кадуцей изображен несколько необычно: помимо привычного изображения - жезл, переплетенный змеями с крыльями по бокам, он еще и зажжённый. Вероятно, хозяин был не только предприимчив, но и являлся просвещенным человеком. Горящий кадуцей, похожий на зажженный факел, - символ стремления к свету, знаниям.
10
На фронтоне эркера симпатичные кариатиды, символическое назначение которых «поддерживать» коммерческие дела и «равновесие» в доме.
11
12
13
14
Трифон Иванович Коробков был также заядлым садоводом. Будучи владельцем одного из кирпичных заводов, расположенного около деревни Верхние Котлы Московского уезда закладывает большой фруктовый сад в 1880 году в верховьях реки Котловки (у нынешнего Нахимовского проспекта)., в котором им было собрано множество редких сортов плодовых деревьев. В овраге с множеством ключей он устроил каскад прудов, которые до сих пор наполняются ключевой водой. Сад в 1916-1917 годах был заложен в Московский земельный банк. После революции национализированный сад, считавшийся одним из лучших садовых имений Московской губернии и славящийся урожаями яблок, был преобразован в совхоз «Коробково». Ученые-садоводы активно использовали его для испытаний. В 1921 году В.И.Ленин решил использовать подмосковные сады, расположенные в бывших дворянских усадьбах с целью улучшения питания больниц и приютов. Для этого был использован и Коробковский сад, славившийся рекордными урожаями яблок. Причем комендантом сада был назначен некто по фамилии Коробков (родственник?) Феномен сада решили исследовать, и сделали из него помологический рассадник (сортовой питомник): начались научные исследования. Что же такого необычного сделал купец Коробков? Как уже говорилось выше, он устроил в овраге с множеством ключей систему водоемов, которые наполняются ключевой водой - возможно, в этом и есть секрет того, какие редчайшие сорта груш, яблонь и плодово-ягодных кустарников здесь произрастают и какой урожай они дают. В 1924-1926 гг. урожай яблок доходил до 30 т. с га. Старая проблема удобрений сохраняла значение и при советской власти: в 1927 г. рассадник отличился тем, что вместо навоза там стали использовать отбросы московских заводов. Дорога от Варшавского шоссе к рассаднику в 1930-х гг. была стихийно названа жителями «Фруктовой», и в 1958 г. это название утвердили официально.
Торговец имел хорошую семью - жену, сына и дочь, которым после его смерти и отошел дом. Известен портрет жены Коробкова - Ольги Петровны, написанный кистью художника А. Герасимова. Над окнами первого этажа находятся женские маски, которые напоминают лицо с портрета хозяйки этого особняка О.П. Коробковой работы художника Герасимова.
15 Портрет Коробковой работы художника Герасимова
16
Еще студентом его познакомил с этой семьей В. Гиляровский. Владелец интересовался искусством и делал ставку на молодых талантливых художников. Тогда было очень модно подражать знаменитым столичным меценатам - Морозову, Третьякову, Мамонтову. Написанным портретом очень дорожили и ни разу не экспонировали. Особняк Коробковой в Москве был запечатлен на нескольких картинах Герасимова. Кроме того, художник написал несколько работ в их загородном доме, где часто гостил летом.
17 А. М. Герасимов. Усадьба Коробково (Коробковские сады). 1915 г .
Высоким искусством интересовались и дети Коробкова. Дочь увлекалась театром и впоследствии поступила в театр Вахтангова, а сын занимался живописью и был членом объединения молодых художников «Свободное творчество». В 1935-1936 году бывший особняк Коробковой в Москве был отдан Академии наук СССР. В доме жил А.П. Карпинский, а затем и его приемник В.Л. Комаров. Несколько лет назад над зданием были расположены национальные флаги Танзании, поскольку здесь располагалось посольство данной африканской республики. В 2013 из особняка посольство Танзании съехало. 18