Оригинал взят у
trof_av в
Древние надгробия у подножия храма Иоанна Предтечи, Кафа
Необычные древние надгробия лежат у входа в средневековую армянскую церковь Иоанна Предтечи (сейчас Иверской иконы Божией Матери УПЦ) в бывшем генуэзском городе Кафа. Церковь Иоанна Предтеча построена армянской общиной Кафы на рубеже XIII и XIV веков, уже тогда здесь существовало армянское кладбище. Более десятка необычных памятников средневековья с канувшего в лету армянского кладбища были перенесены к церкви в новое время. И церковь и надгробия представляют определенный интерес для исследователей и ниже я пытаюсь проанализировать изображения на надгробиях, а также подробнее рассмотрим храм Иверской иконы Божией Матери. Приглашаю специалистов прокомментировать.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 05.2017г.
Краткая историческая справка:
Город Кафа основан генуэзскими колонистами в 1266-1267 гг. на месте поселения Ардабда, которое в свою очередь основано на месте античной Феодосии. Строительство каменной цитадели началось в 1340 году, а в конце XIV века было построено внешнее кольцо каменных укреплений длиной более 5 км.
Жители Кафы представляли из себя большое разнообразие, жило здесь много греков, армян, сирийцев, латинян. В восточной части большой крепости располагался армянский квартал. В XIII-XIV вв. армяне активно строили свои церкви, одной из них и являлась церковь Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя, St. Iohannes Baptista). Здесь же располагалось армянское кладбище.
Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: "Хожение за три моря".
В 1475 году Кафа была захвачена турками, а церковь, получившая новое название Карантинная, постепенно пришла в запустение и была закрыта.
В 1771 году Кефе (так назвали Кафу турки) был взят русскими войсками, а в 1804 переименован в Феодосию.
В 1858 году храм Иоанна Предтечи был восстановлен и заново освящен как православный Иверской иконы Божьей Матери, а в 1875 заново окрашен.
Церковь действовала до 1930х гг. В советское время храм Иверской иконы Божьей Матери получил статус памятника архитектуры, а в 1996 году был отреставрирован и отдан Украинской православной церкви.
1. Церковь Иверской иконы Божией Матери (бывшая Иоанна Предтечи) с цитадели генуэзской крепости Кафа (позднее о крепости будет отдельная статья)
2. Выцветшая вывеска
3. Церковь Иверской иконы Божией Матери
4. Общий вид на средневековые надгробия у церкви Иверской иконы Божией Матери (Иоанна Предтечи). Неясно, когда они были перемещены сюда. Возможно это произошло при ремонте храма в 1875 году
5. Вероятнее всего это средневековые надгробия с армянского кладбища. Форма и изображение на надгробиях в целом соответствует общеевропейской христианской традиции средних веков. Учитывая что Кафа - колония Генуэзской республики (северная Италия), то возможно влияние итальянских традиций
6. Типичный для христианских надгробий Европы (от Англии до Московской Руси и Византии) тип изображения из розеток, встречается с 7 до 15 веков (см.
Беляева). В России в измененном виде сохранился аж до начала 20 века (см. например
здесь или
здесь). Наиболее распространено изображение шестилепестковой и четырехлепестковой розетки. Особенностью данного надгробия является изображение розетки в виде звезды Давида
7. Так же две розетки в ряд. При этом верхняя розетка имеет форму октограмма (два квадрата, повернутых относительно друг друга). Подобные розетки были "в моде" на Подмосковных надгробиях после русско-турецкой войны 1877-78 гг. (например,
здесь фото 27)
8. На этом надгробии одна розетка имеет форму квадрата в квадрате (восьмилучевая звезда), а вот вторая имеет необычную форму семилучевой звезды, в изотерике называемой септаграмма (звезда мага)
9. Розетки находятся в поле фигуры, напоминающей геральдический щит или даже так называемый "вилообразный крест" русских надгробий (см. например
здесь). Снизу текст на армянском (?), возможко кто-то сможет прочесть. В центре надгробия имеется углубление. Читал, что это углубление для воды, которую льют в ритуальных целях. Прошу знатоков прокомментировать
10. Нагробие, похожее на предыдущее, но без розеток и внутри "щита" (буду называть так для удобства) изображено нечто, похожее на вытянутый т-образный крест (см. Беляева) и на русскую ручную прялку. Что интересно, ручные прялки и их декор тесно связаны с заупокойным культом предков и культом плодородия, а также с надгробиями. Вплоть до того, что русские деревянные надгробия имели форму прялок, а часто так вообще прялки использовались в качестве надгробий (Россия, Литва, Босния и т.д.). Кроме того, форма ножки тарногской прялки идентична традиционным каменным надгробиям Верхней Балкарии и Карачая (Северный Кавказ), которые имеют своим прообразом деревянные надгробия архаического типа. Мне не известно про обычай армян использовать в качестве надгробия прялку или ее подобие, а на хачкарах ничего подобного нет. Так что прошу специалистов прокомментировать. Возможно это вообще не армянские надгробия. (Про культовое значение прялки и ее связи с погребением можно прочесть
здесь)
11. То же надгробие с другой стороны
12. Еще одно аналогичное
13. Здесь мы видим в поле "щита" четыре соединенных вместе креста
14. Заготовка. У заказчика не хватило средств на текст и розетки? - на русских средневековых надгробиях подобная ситуация встречается часто
15. Надгробие с истертым розетками
16. И еще одно
17. Фрагменты надгробий в мостовой у церкви Дмитрия Солунского, в 50 м южнее церкви Иоанна Предтечи
18. И еще одно надгробие рядом с церковью Иверской иконы Божией Матери (Иоанна Предтечи). Текст есть, но практически нечитаем
19. Теперь поподробнее рассмотрим церковь Иоанна Предтечи (сейчас Иверской иконы Божией Матери УПЦ). Церковь сложена из дикого камня и неоднократно перестраивалась. Более старая часть, в плане квадратная, увенчана восьмигранным барабаном с окнами-бойницами и куполом
20.
21. Ниша с наружной стороны в стене старой церкви
22.
23. После перестройки со стороны главного входа храма пристроили вместительное прямоугольное помещение, разделенное столбами на три нефа (неф - вытянутое помещение, ограниченное колоннами, отднляющими его от соседнего нефа), перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками
24. Вход в купольный зал старой церкви обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой
25.
26. Хачкара?
27.
28.
29.
30.