Перспективы мировой финансовой системы и валюта развития 5

Jun 26, 2012 18:11


Мы все - в одной лодке
(Публикуется в сокращении)

(выступление на панельной дискуссии Перспективы мировой финансовой системы и валюта развития во время Международного экономического форума в Астане 2012)

Гвидо Фоллони
президент итальянского института по вопросам Азии и средиземноморья ISIAMED


Финансовый кризис - болезненное проявление конца парадигмы, в рамках которой поддерживались отношения между нациями и народами в XIX и XX веках. Все эти годы мировой системой управляла логика, основанная на концепции «центр - периферия»: центр развивался и процветал, эксплуатируя ресурсы периферии, хотя в людской численности она и преобладала, составляя 75-80% населения. Выживание порядка, остававшегося колониальным, было гарантировано еще почти на полвека разделением мира на два лагеря после второй мировой войны.

Нет смысла повторять, что кризис стал следствием недостаточной способности правящих кругов различных  стран  справляться  с дисбалансами, что накопившиеся за долгое время перекосы приняли неуправляемые  размеры. В  любом  случае,  кризис,  завершив  прежнюю  эру,  открыл  дорогу  новой. Однако окончание  однополюсного мира не  обязательно  означает возникновение мира многополярного, ибо может обернуться усилением протекционизма и стремлением к изоляции, что неизбежно ужесточит кризис реальной экономики.


Поэтому  мер,  предпринимаемых  на  национальном уровне, недостаточно для запуска экономики. Прежде необходимо восстановить веру людей в возможность надлежащего управления жизнью общества. Неизбежно, пусть и постепенно, придется приступить к решению основной проблемы - разработке новой модели развития.

Формулировка предложений, нацеленных на реформу общественного управления в мире, требует достижения двойной цели: во-первых, преодолеть устаревшие предрассудки о первенстве западных ценностей и западного контроля и, во-вторых, осознать перекосы и асимметрии, сопровождающие  современное развитие рыночного  капитализма. Внутренние связи, которые прослеживаются между этими перекосами и асимметриями, поддаются изменениям, что открывает новые возможности.

Термины «рост» и «развитие» - не простые синонимы, их всегда должна сопровождать, даже предшествовать им - концепция равновесия. Изменение модели развития, а с ней и новая эра, будут действительно достигнуты и отмечены  новым  равновесием,  которое  сложится  взамен устаревшего и уже несостоятельного. Оно охватывает не только финансы, экономику, ресурсы, производство, технологию и потребление, но и демографию, права гражданства, социальное благополучие.

Способность и желание противостоять текущему кризису и неуверенность в ситуации, когда ясны пути развития и демократии, которые, наконец, определились намировом уровне, являются необходимой предпосылкой для  построения  системы,  позволившей  бы  совершить окончательный переход к многополярному миру и сдать однополюсную модель навсегда в архив как несостоятельную. Исход этого процесса не предопределен и неизбежно приведет к основательной перетасовке карт.

Можно  представить  себе  различные  исходы  данной ситуации. Дальнейшие перестановки в мировой власти от Атлантики до Тихого океана? Или создание азиатской зоны процветания? Или же более сбалансированное развитие событий, основывающееся на трех осях (трансатлантической, транс-тихоокеанской и евразийской)? Самыми разнообразными могут оказаться геополитические созвездия, которые станут предвестниками перехода к многополярному миру. Существует и риск того, что мир завтрашнего дня окажется децентрализованным хаосом… Очевидно, что без прямого или косвенного участия государств невозможно управлять кризисом и предотвратить его взрывное развитие, способное отбросить планету в неуправляемый хаос и опустошительный конфликт.

Управление кризисом требует одновременно и наличия воли государств и наднациональных механизмов, которые позволят действовать в более широком, континентальном и макрорегиональном масштабе за пределами каждой из стран.
Любой путь преодоления  кризиса,  рассчитанный на среднюю и длительную перспективы, избирающий в качестве приоритетных наименее травматичные и избегающие большого конфликта способы, должен тщательно следовать к сбалансированной эволюции происходящих процессов.

Рассмотрим в качестве примера демографическое развитие. Проблема старения населения станет одной из главных проблем первой половины нынешнего века, и с социальной, и с экономико-демографической точки зрения.

Она может ввергнуть в глубокий кризис системы социального обеспечения западных и целые социальные системы развивающихся стран, где социального обеспечения часто нет. Но еще больше, чем этот «пузырь», вырастет в среднеразвитых и бедных странах огромный «пузырь» работоспособного населения. Одним из главных вызовов следующему поколению  становится  способность  создавать достаточное число рабочих мест с достойными условиями труда - чтобы   выдержать напор людей, предлагающих свои услуги на рынке, количество которых в ближайшие десятилетия превысит полтора миллиарда.


…Нелегкий путь  к надлежащему  управлению обществом может опираться уже хотя бы на то, что в мире уже окончательно  преодолена  идеология  нерегулируемого рынка как наилучшего рецепта для  экономики и общества. И понимание того, что «все мы находимся в одной лодке». В поиске новой системы управления самым тяжелым  этапом  станет  достижение  результата путем переговоров, предшествующих конфликту, а не следующих за ним (как это было после Второй мировой войны, когда новый порядок был сформирован и продиктован странами-победительницами).

Поскольку наиболее слабой (экономически и политически) представляется бывшая до сего дня главной движущей  силой  и  ставшая  основой  однополюсного  мира трансатлантическая ось, необходимо избежать двух рисков: выбора коротких путей и реформаторской гигантомании.

Короткий  путь -  это  искушение  достичь  договора между  несколькими  странами,  тем  самым  подтолкнув оставшихся вне договора в направлении, откуда мы сейчас идем, - к миру, разделенному на две части: Китай и Америка против Европы и России.

Реформаторская  гигантомания -  это  лихорадочное перестроение всей системы международных механизмов, которая может вызвать чрезмерные ожидания, не сопровождающиеся соответствующими инновационными идеями, с риском получить эффект бумеранга. О его итогах можно будет сказать лишь: «гора родила все ту же мышь».

Все три измерения: трансатлантическое, транс-тихоокеанское и  евразийское - фактически  сосуществуют и могут находиться в равновесии. Макрорегиональные явления, на которые они ориентируются, должны быть лишь дополнительными факторами, а не поводом для конкуренции. Каждая в свою очередь должна быть внутренне сбалансирована и уравновешена, становясь элементом нового развития и мировой стабилизации.

В этой перспективе новый Шелковый путь может стать соединительным мостом между атлантической и тихоокеанской осями, а не альтернативой им. Он предлагает широкие  перспективы  для  экономики  развития.  Большие инфраструктурные проекты, которые он влечет за собой, могут стать стабилизирующим элементом финансовой и общественной сфер и придать новый толчок диалогу евроазиатских цивилизаций. В построении нового международного равновесия культурные и религиозные различия столь же важны, как и экономические факторы. История древнего пути, преодоленного Марко Поло, позволяет с оптимизмом смотреть в этом направлении…
(Полностью материалы дискуссии см. http://shiffersinstitute.com/prespectiveworldfin/)

Гвидо Фоллони, валюта развития, финансы

Previous post Next post
Up