Что такое знаниевая война

Oct 21, 2016 11:10


Информационная война: что такое знаниевая война.

Гость - директор Института опережающих исследований Юрий Громыко. Ведущие "Вестей ФМ" - Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

Куликов: Юра, доброе утро! Ну что, какую тему ты нам предложишь для обсуждения?

Громыко: Мне кажется, очень важно обсудить тему знаниевой войны, поскольку она имеет, на мой взгляд, отношение к тому, что произошло за последних две недели. Что произошло? Развертывающаяся со всё более нагнетающейся истерией оголтелая пропаганда против России вдруг как-то затормозилась и остановилась. Возникло такое ощущение, что в этой работающей шестеренками пропагандистской машине одна из деталей вдруг недовернулась.

Куликов: А ты почему так решил, что она застопорилась? Я что-то не заметил. По-моему, как несли пургу, так и несут, нет?

Громыко: Мне кажется, что основной вывод, к которому все тянулось, а вывод или такое пожелание озвучил, как оказывается, русофил Борис Джонсон, руководитель foreign office, когда он стал говорить, что Россию вообще надо объявить страной-изгоем, запретить Russia Today, перефразируя Грибоедова, можно сказать: "Минуй нас больше всех печалей англосаксонская любовь", а с англосаксонской ненавистью как-то можно справиться. Мне кажется, это нагнеталось для того, чтобы к саммиту ЕС подготовить какое-то такое решение, если уж не объявить Россию...

Куликов: Но согласись, что кампания последней недели на саммите ЕС ничем не увенчалась. Посидели на ужине без протокола, что называется, посокрушались, мы сейчас об этом с Олегом Барабановым говорили, какая Россия злая, но, в принципе, ничего более не произошло. Ты это имеешь в виду?

Громыко: Да, я это имею в виду. И мне кажется, тут обнаруживается целый ряд оснований, который становится понятен и который стоит за рамками и за линией собственно информационной войны, пропаганды и контрпропаганды. Тут надо сказать, что достаточно успешные и очень важные были выступления Захаровой и многих других. Но, с моей точки зрения, обнажается совсем другой пласт, который называется "войной знаний" или "знаниевой войной". Этот термин появился в 90-е, были две очень продвигающих, на мой взгляд, статьи как раз в области военного дела, это два американца - Сафранский и Штайн. Потом они исчезли, что означает, что это является предметом работы специальных подразделений и служб. Мысль, которая обсуждалась этими людьми, заключалась в следующем: глобальное противостояние, в том числе, военный конфликт, очень сильно опирается, на какое знание опирается лицо, принимающее решение, и к какому знанию оно апеллирует, работая с глобальными аудиториями. И блестящий эпиграф статьи Сафранского из Сунь Цзы, известного теоретика военного дела древнего Китая, что "побеждает противника тот, кто разрушает его стратегию до начала военных действий". Фактически это показывает, что военная стратегия невозможна.

image Click to view

Юрий Громыко, знаниевая война, Дмитрий Куликов

Previous post Next post
Up