Двойное правительство: философия закулисья Дональд Трамп и Берни Сандерс - две ветви протеста против истеблишмента.
Гость - директор Института опережающих исследований Юрий Громыко. Ведущие "Вестей ФМ" - Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
Куликов: Давай поговорим о Соединенных Штатах, прежде всего, потому что многие эксперты и аналитики считают, что с одной стороны - Трамп, с другой стороны - Сандерс. Это две ветви протеста против некоторого устоявшегося порядка вещей.
Громыко: Против истеблишмента фактически.
Куликов: А мне вот понравился термин, который употребили: "постоянное правительство Соединенных Штатов".
Громыко: Вот это очень важная тема, потому что в прошлом году вышла книга, которую те, кто занимается Штатами и безопасностью, отметили. Это книжка Михаила Гленнона "Национальная безопасность и двойное правительство", где он показывает, что с точки зрения скрытых тюрем, с точки зрении досмотра за индивидуальными информационными данными людей, с точки зрения операций частных армий, по сравнению с Бушем в период Обамы не только не уменьшилось, а возросло. И дальше Гленнон говорит, на мой взгляд, очень понятную вещь. Он говорит, что фактически в Соединенных Штатах существует двойное правительство: правительство престижа и правительство эффективности. Этот вообще термин в 19-м веке ввел Уолтер Бэджот, обсуждая Соединенные Штаты: королева властвует, а не правит. Соответственно, есть палата лордов - это институты престижа. А аппарат премьер-министра (палата общин) - это то, что осуществляет реальную деятельность. Вот в Штатах, утверждает Гленнон, это сетевая структура различных людей, которые включены в спецслужбы, которые реально готовят, грубо говоря, кухню. И которые, с точки зрения Трумана, невозможно передать обывателю, невозможно спустить на электоральный процесс.
Куликов: А как же демократия?
Громыко: И вот здесь возникает этот вопрос. В принципе, мне очень многое на это глаза открыл Линдон Ларуш, с которым я очень плотно общался в период и до 2000 года. И в 2000-х, ведь именно Ларуш ввел этот термин, который был подхвачен прессой по поводу заговорщической группы Вольфовица вокруг Буша, поскольку с точки зрения Ларуша, если рассматривать Америку - это есть жесточайшая непрекращающаяся борьба двух фракций. Одна, которая продолжает линию зависимости от Британии, а вторая - которая за демократическую Америку. Это борьба идет, с точки зрения Ларуша, за внешним фасадом такой благонамеренности, добра - жесточайшая, непрекращающаяся почти что, как он говорил, находящаяся под кожей гражданская война, очень жесткая и принципиально непримиримая. И с этой точки зрения, конечно, в этом смысле работающие электоральные машины - это чистый фасад, не имеющий никакого отношения вообще к вопросу о реальной власти и реальном воздействии Соединенных Штатов. Это действительно сложнейший вопрос, который, казалось бы, все переворачивает с ног на голову. Мы хорошо помним выборы Буша младшего и Гора, когда там фактически одинаковые команды.
Куликов: В одном Штате решилась судьба, где чисто случайно губернатором был брат Буша. Это было случайное стечение обстоятельств. Кстати, почему-то процессов против фальсификации и протестов против фальсификации выборов мы не пронаблюдали.
Громыко: Там это шло, но они были придушены. Там ларушевцы все отслеживали, но это было все задушено, придушено и отставлено.
Куликов: Я понимаю концепцию Ларуша, который обсуждает историческую подоплеку всего этого.
Click to view