Dec 21, 2015 00:33
Посмотрел безнадёжно затянутый (почти 2 часа) и занудный фильм Владимира Соловьёва. Всё-таки безграничные возможности тратить эфирное время развращают. Эта болезнь поразила в своё время Евгения Кисилёва, затем Дмитрия Киселёва. Несмотря на интересные высказывания двух десятков интереснейших людей - от Первеза Мушаррафа до Сары Вогенкнехт, и от Шимона Переса до Джулиана Ассанжа - основная мысль - какой миропорядок должен прийти на смену Ялтинскому, в фильме отсутствует.
Два интервью с Путиным, занимающие в общей сложность меньше четверти времени фильма, тем не менее, содержат несколько очень важных моментов, позволяющих судить о ходе мыслей нашего президента. Для меня были значимы три вещи, смысл их привожу по памяти:
1) Европейские, особенно восточно-европейские страны, сказал Путин, боятся, что мы будем относиться к ним, как когда-то Советский Союз. Но Россия - это не СССР.
Вот этот момент - что Россия не СССР, или как в своё время выразился Медведев, наша страна молода, ей 20 лет - вызывает большое сомнение. Юридически Россия - правопреемница СССР, но вопрос о том, что мы наследуем от Советского Союза и от царской России в плане ценностей и внешней политики - даже не поставлен. А без внятного ответа на него и мы не очень понимаем сами, чего мы хотим - в условиях, когда либеральная идея встроиться в существующий миропорядок явно не сработала, - и другие страны не очень понимают, чего ждать от нас. Хотя направление тот же Путин обозначил ещё в мюнхенской речи: Россия - это особая цивилизация. Но что из этого следует практически?
2) Миром управляют объективные экономические законы, - говорит президент. И похоже, он действительно так считает. Иначе трудно объяснить непотопляемость финансово-экономического блока правительства.
Но законы пишут люди - даже законы природы - чего уж говорить об экономике, где ангажированность законодателей очевидна. И эти законы имеют границы: не всё продаётся и не всё покупается. Да и в критические моменты истории решали воля людей, и ценности, на которых они стоят. Великую Отечественную войну выиграли не экономические законы, а люди.
3) На тезис Соловьёва, что Советская Россия предложила в 17-м году новый миропорядок, Путин ответил очень странно: "Советская Россия была модным государством".
Я понимаю, что пиар, как говорится, рулит, но нельзя же им заменять внешнюю политику. А ключ к ней заключается в том, чтобы предложить проект нового миропорядка. Без такого проекта мы обречены на реагирование и встраивание - если не под Запад, то под Китай. Нашим "экономистам", конечно всё равно, под кого ложиться, но президент вроде бы обозначил приоритетность сохранения и развития российской цивилизации - теперь насущно необходимо подкрепить это конкретными шагами. Другого времени у нас не будет.
Соловьёв (телеведущий),
Путин