Санитарный кордон вокруг российских капиталов и разрушение фундаментальной науки...

Apr 01, 2013 12:04



«Им овладело беспокойство, охота к перемене мест. Весьма мучительное свойство…»
А.С.Пушкин

События последних двух недель резко обострили проблему страновой идеологии и вывели вопрос о смысле жизни в стране на передний план. Я согласен с мнением моего друга, замечательного философа-китаиста Владимира Малявина, что для огромного количества народов, населяющих разные страны, подобный вопрос вообще не стоит и может показаться отвлеченным, бессмысленным. Он не связан с миром повседневности, а значит, он - бессмысленная, разрушающая человека заумь. Действительно, зачем благополучному тайваньцу размышлять о том, в чём его смысл жизни на Тайване? Как бы побольше «наварить» денег, да не прихлопнули бы демократию на Тайване в случае ухудшения  отношений с КНР - вот это существенные вопросы. А смысл жизни в данной стране не обсуждается, страна дана тебе как мать и отец - их просто любить надо и о них заботиться. Целый ряд народов в разных странах спокойно живут, трудятся и не задаются вопросом, а в чём смысл жизни их в конкретной стране.

Но оказывается, что вопрос абстрактной политической доктрины, концепта, определяющего, что мы делаем в стране, куда страна движется в ближайшей и отдалённой перспективе, вдруг может превращаться для всех групп россиян в пароксизм, судорогу, буквально желудочную колику. На наш взгляд, это происходит в том случае, когда привычный самообраз, за которым стоит традиция, культура, начинают взрываться. Человек смотрит в зеркало и вдруг на его глазах его лицо расплывается и превращается в уродливую «сливу». Он перестаёт понимать, кто он есть, и даже не пытается на зеркало пенять… Но ведь ещё минуту назад лик в зеркале не был кривой рожей!?


Именно такой взрыв самообраза «счастливого россиянина» произошёл за две последних недели для совершенно разных групп Россиян.

Для первой большой группы слом самообраза оказался связан с закрытием доступа к деньгам в кипрских банках и принятием беспрецедентного решения «Тройкой» Евросоюза о возможности использовать значительную часть сбережений в кипрских банках на покрытие долговой дыры финансовой системы Кипра. Конечно, самые хитрые, ушлые и опытные за год и больше имели информацию, что подобное может с ними случиться, и затратили относительно небольшие суммы по отношению к имеющимся капиталам для вывода денег в другие оффшоры. Исход состоялся.

Но для других значительных групп русских под угрозой оказался приятный миф о том, что Россия встроена в  свободный мир движения людей, капиталов, информации. Выяснилось, что Россия заперта в санитарном кордоне. Выход за его границы возможен, но он осуществляется по специальному списку в виде отдельной услуги, за которую надо щедро заплатить. Нет, оказывается, счастья в мире и никакой демократии не только в Америке, но и в Евросоюзе. Когда вопрос касается  финансовых капиталов действуют принципы жесткой иерархии элементарной полицейщины. Более того, получается, Россия никуда не встроена и не встроится - поскольку она - вредная для Евросоюза страна.

Другое дело, и подобное дошло до очень небольшой группы аналитиков, что на примере Кипрской финансовой системы был проведен эксперимент в условиях кризиса с целью проверить, как общественное мнение населения Евросоюза и мировая аудитория будут реагировать на захват в случае крайней необходимости сбережений у населения. Не только у русских - у всех! Фактически мир приблизился к очень опасной черте, за которой переход к финансовому авторитаризму или даже фашизму неизбежен.

Подобную мысль высказал мой друг Паоло Раймонди, блестящий специалист по глобальным финансам. Крики про русские «теневые» капиталы использовались в качестве дымовой завесы. Предложение же состояло в том, чтобы как будут реагировать общественные группы на предложение отобрать деньги у всех вкладчиков, нарушая основной принцип финансового империализма и капитализма вообще - священность частного депозита. То, что была проведена пробующая спецоперация, легко доказывается. Ещё год назад в американской - «Нью-Йорк таймс» - и немецкой прессе - журнал «Шпигель, например - начал муссироваться вопрос о том, что жители Евросоюза и прежде всего добропорядочные граждане Германии должны зачем-то за свои деньги спасать русские криминальные капиталы и финансовую систему киприотов, обслуживающих русские «нечистые» деньги, которые пахнут. Вот, например, выдержка из статьи Маркуса Деттмера и Кристиана Райерманна от 11 мая 2012 г. с многозначительным названием «Помощь олигархам. Помощь Кипру - политическое минное поле для Меркель»: «Секретный доклад, написанный Германской внешней разведкой, Bundesnachrichtendienst (BND), определяет, кто мог бы стать главным выгодоприобретателем миллиаров евро из денег европейских налогоплательщиков: русские олигархи, бизнесмены и мафиози, которые инвестировали свои незаконные деньги в Кипр. Русские не просто любят Кипр за его фантастический климат. Подставные компании здесь удобно анонимны, банки скрытны, а налоги низкие. У грязных денег, одаривших Кипр последним бумом, и жителей Лимасограда все пока хорошо».

Похожую мысль высказал и мой коллега из Нью-Йорка Генри Дж. Лю, выдающийся китайский экономист: Поскольку реформа мировой финансовой системы не осуществляется ни одним из правительств, а финансовый кризис продолжается, то складывается естественная тенденция - отрезания недемократическими способами все большего количества людей от финансовых потоков, от живых движущихся денег. И это происходит и будет происходить и в Европе, и в США, и в Китае, и в России. Деваться некуда, чтобы спасти обреченную мировую финансовую систему, придётся грабить денежные сбережения  населения.

Но для тех, кого мало волнует Кипр, хотя там, судя по всему, пропали и огромные бюджетные деньги, что скажется на благосостоянии больших групп населения, более важно другое событие.

Очередной удар по самоопределению весьма профессиональных людей нанёс министр образования Дмитрий Ливанов, грозно заявив, что он однозначно намерен уничтожить русскую фундаментальную науку в лице её головного института - Российской Академии наук. Это заявление и по тону и по стилистике выглядит как беспрецедентно наглое и жёсткое. Дмитрий Ливанов решил перечеркнуть дело Петра Великого и Готфрида Вильгельма Лейбница. Ведь именно Лейбниц разработал по просьбе Петра Первого проект русской Академии.

В голове нашего министра всё спутано: несуществующая вузовская наука, которую предполагается подчинить исследовательским центрам западных корпораций - и российская фундаментальная наука; неспособность Власти сформулировать требования на фундаментальные разработки, как это делается в американской ДАРПА и Федеральной контрактной системе - и актуальная некоммерциализированность экспериментальных научных результатов наших учёных.

Но ясно одно: подмена  фундаментальной науки, которая прежде всего и определяет выход в будущее за счёт выявления
новых физических принципов и эффектов, всяким коньюнктурным приспособленчеством угробит для русских людей возможность создавать новое знание и новые технологии, то есть осмысленно жить в России.

Вместо того, чтобы простраивать связи между институтами полномасштабных производительных сил: фундаментальной практико-ориентированной наукой, развивающим образованием и инновационной промышленностью в контуре долгосрочных инвестиций, делается более простое и страшное. Ставится вопрос о неэффективности того, что министр образования и науки вообще не способен не то что оценить, а осмыслить. Ситуация выглядела бы обычно курьёзной, если бы не одно обстоятельство. Министр Ливанов действует и его страшный закон об образовании уже уничтожает рабочую аристократию и профессионально-технические училища, разрушает высшие образовательные институты, снижает каждодневно уровень образования в стране.

Именно в этой ситуации - разрушения образования и науки, а также при возникающем наконец понимании того, что Россия ни в какой мировой рынок не встроена и не будет встроена - не пустят туда! - у многих возникает «беспокойство, охота перемены мест» - то есть желание бегства из страны.

Но мы это пишем для тех, кто свободно двигаясь по всему миру и осмысляя, что происходит на планете в целом, хочет жить и работать в России. Выход один: несмотря ни на что складывать класс Razvitie и общество Razvitie, бороться за сохранение науки и образования, формируя цепочку связи фундаментальных разработок, их инжинирингового преобразования в технологии и подготовку коллективов людей, которые могут реализовывать прорывные технологические проекты.

Юрий Громыко, Кипр как спецоперация

Previous post Next post
Up