В стране начинается новый экономический кризис, производство во многих регионах становится убыточным, бюджетам не хватает средств на социальные обязательства, которые сбросил на них федеральный центр
http://lenta.ru/news/2012/11/19/regions/. Отток капиталов из страны продолжается. Чтобы выполнить предвыборные обещания Путина про увеличение зарплат работникам социальной сферы и военным, повышены акцизы на водку и табак, обсуждаются непопулярные меры типа повышения налога на недвижимость, рост цен на услуги ЖКХ превысил с 2000 года инфляцию в несколько раз. Правительство, вероятно, решило отказаться от накопительной части пенсий, чтобы заткнуть дыры в бюджете. Основания тоже очевидны - не понятно, во что эти накопления вкладывать при существующей модели экономики.
Одновременно обострилась клановая борьба элит. Силовики продолжают атаку на правительство Медведева, пытаясь добиться его отставки. Путин отправил в отставку Сердюкова, которого премьер продолжал защищать. Но кого поставить на место Медведева, чтобы сохранить противовес силовикам, непонятно. Переброска Шойгу с Московской области на Минобороны явно показывает дефицит кадров. И главное, что может стать таким противовесом? Поэтому Путин пока что непопулярные решения по возможности подвешивает, пытаясь сохранить свободу для стратегического манёвра.
Крах либеральной программы приватизации, усиливающей невидимую руку рынка, которая всё расставит по местам, и государства - ночного сторожа (при том, что Адам Смит ничего подобного не писал, и был сторонником вполне определённой государственной политики, базирующейся на развитии сельского хозяйства, промышленности и торговли) сегодня совершенно очевиден. Не случайно болотная оппозиция не имеет экономической программы. Ничего, кроме того, что уже делает правительство, она предложить не может.
Региональная политика тоже явно заходит в тупик. Отыгрывается назад Медведевская идеи Большой Москвы, о непродуманности которой мы писали -
http://nii.smdp.ru/strategiya. Решение об отказе от переезда федеральных органов власти уже озвучено.
Идея унификации субъектов федерации, с которой выступает то Михаил Прохоров, то руководство Дагестана, вызывает резко негативное отношение как среди русских - не только националистов - так и среди национальных элит. Но если закон о местном самоуправлении в редакции Дмитрия Козака только унифицировал названия административных единиц, то теперь прощупывается идея административно-территориальной реформы и новой национальной политики. Речь идёт не только об упрощении получения гражданства РФ бывшими гражданами СССР и их потомками. Всерьёз обсуждается идея приёма избыточного населения из Азии и Африки.
Понятна идея замещения коренного населения послушными мигрантами. Но как бы не получить обратное желаемому: с одной стороны, совершенно ясно, что неквалифицированный дешёвый рабский труд, при всей его выгодности работодателю, консервирует технологическую отсталость и препятствует инновациям. С другой - мусульманизация России тянет за собой, при нерешенности социальных проблем, усиление экстремизма и терроризма, рост этнической преступности и межнациональных конфликтов. Очевидно, что сохранение нынешней миграционной политики будет эти тенденции только усиливать, а планируемое открытие шлюзов вообще приведёт к взрыву.
Как ни странно, идея увеличения миграции вписывается в программу не только либералов, но и силовиков. Их идея закручивания гаек и возврата к мобилизационной экономике советского типа, с опорой на военно-промышленный комплекс, тяжёлую промышленность и топливно-энергетический комплекс как базу для реиндустриализации, нуждается в послушных рабочих. Порядка 50-70 млн. гастарбайтеров из бывших союзных республик хотят также бросить на освоение Сибири и Дальнего Востока, как заявил председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев
http://www.klerk.ru/job/news/298533/.
21 ноября Государственная дума приняла в первом чтении внесённый правительством проект федерального закона "О государственном стратегическом планировании"
http://pda.rbc.ru/newsline/20121121170937.shtml. Предполагается, что стратегический прогноз будет разрабатываться по поручению президента РФ на период до 30 лет с учетом данных, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и органами власти субъектов РФ. Прогноз должен будет корректироваться каждые 6 лет. На такой же срок будет планироваться и стратегия национальной безопасности. Хотя слово план не употребляется, это нельзя рассматривать иначе, чем шаг к возвращению к практике советского планирования, со всеми её недостатками.
Хозяйственная стратегия прошлой путинской команды оказалась ущербной на обоих направлениях - и сырьевом и инновационном. «Газпром», многие годы не желавший слушать предупреждения про европейскую энергохартию (и радостно скандаливший на глазах Европы то с Украиной, то с Белоруссией), равно как про американский сланцевый газ и про сжиженный газ с Ближнего Востока - это самое и получил. Он вынужден возвращать европейцам миллиарды за уже проданный газ, поскольку спотовые цены с Ближнего Востока ниже, он вынужден соглашаться на сокращение европейцами закупок, он стоит перед риском того, что непостроенный ещё «Южный поток» будет передан под управление европейской компании.
Сел в лужу и Чубайс с РосНАНО. Про то, что эта банковская структура не имеет никакого отношения к инновациям и способна только покупать западные технологии второй свежести, мы уже писали в прошлом году в докладе "Технологически состоятельная модернизация. Как капитализировать интеллект страны"
http://shiffersinstitute.com/technomodern/ Сейчас это стало очевидным даже для государственного Внешэкономбанка, отказавшего в кредите на производство модулей солнечных батарей ввиду их неконкурентоспособности по цене и качественным характеристикам
http://izvestia.ru/news/539837?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter.
Участившиеся неудачи во внешней политике: «закон Магницкого», провал переговоров Путина с Меркель, пинок, который получил Сергей Лавров на Совете стран Персидского залива, ухудшающееся положение дружественного режима в Сирии - всё это свидетельство того, что нынешний фундамент этой политики - вписаться в мировой рынок и одновременно сохранить остатки советского наследия - не работает.
Что делать Путину?
Мы говорим о именно Путине, при всех его недостатках и при том, что запущенная им 12 лет назад модель перестала работать, потому что сопоставимого человека во власти сегодня нет.
Итак, что делать?
Во-первых, понять, что альтернатива либерализм (вписаться в Запад) или тоталитаризм (назад к мобилизационной экономике СССР) является ложной. По одному тому, что она пытается найти решение сегодняшних проблем в прошлом. А там их нет. По одному тому, что сегодняшняя Россия - не США 19 века, не СССР 30-х гг. прошлого века, и даже не Китай Дэн Сяо-пина.
Во-вторых, отказаться от «экономизма» как основы государственной политики во всех сферах. Успешные финансовые менеджеры уже разрушили наше авиастроение, машиностроение, энергетику, прикладную науку. Сейчас пришла очередь образования, медицины, фундаментальной науки. Пора наконец, понять, что деньги не цель, а средство, и не на всём можно экономить.
В-третьих, реиндустриализация имеет стратегический смысл только тогда, когда будет направлена на смену техно-промышленного уклада. Пытаться восстановить советскую индустрию, тем более за счёт рабского труда - тупик. Точно так же тупиковой является попытка восстановления советской системы планирования, основанной на наборе прогнозов. Но не потому, что план - это плохо, а потому, что никакие прогнозы не дают качественных рывков, как изучение керосинки никогда не позволит изобрести электрическую лампочку, а телеги - двигатель внутреннего сгорания. Основой для стратегического планирования могут быть только стратегические сценарии, основанные на обсуждении условий реализации прорывных проектов с ключевыми игроками. Прорывные проекты тем и отличаются, что создают решения актуальных проблем, которые возникли только сегодня, и для которых поэтому нельзя найти решений в прошлом.
В-четвёртых, традиционное опасение, что всё разворуют, не учитывает двух простых моментов: как показали наши контакты с аудиторами Счётной палаты, воруют не потому, что некому контролировать, а потому, что в государственные целевые программы не закладываются критерии их выполнения. А поскольку результат не описан, его невозможно измерить и спросить за невыполнение. Второй момент - беда не в том, что у нас много планируют, а в том, что планирует недостаточно, и нет для этого инфраструктуры. Такая инфраструктура - федеральная контрактная система - есть в США, она подробно описана в книгах советского разведчика Федоровича. Федеральная контрактная система является американской системой стратегического планирования, начинающей с определения целей технологического лидерства страны и кончая системой финансирования, установления справедливых цен и распространения новых технологий в гражданском секторе. Это вовсе не система госзакупок, как утверждают наши доморощенные «экономисты».
Пятое. Необходимо искупить историческое предательство, совершённое русской интеллигенцией в конце 80-х - начале 90-х: «Зачем кормить союзные республики, сами проживём на нашей нефти и газе». Первые шаги к этому искуплению уже сделаны с созданием Евразийского Союза. Нужно формировать, вместе с бывшими республиками СССР, новую большую страну. Речь идёт не о восстановлении Советского Союза, и не о скупке активов ближнего зарубежья российскими олигархами. Речь идёт о совместном, на основе равноправия и обмена развитием, выстраивании новой целостности, в которой развернётся русская цивилизация, благодарно принимающая культуры союзных народов, ведь ей всегда была свойственна «всемирная отзывчивость».
Шестое. Задача состоит в преодолении мирового цивилизационного кризиса и уходе от угрозы новой мировой войны. Кризис связан с тупиком нынешней мирохозяйственной модели, в которой объём денежных средств, находящихся на спекулятивных финансовых рынках, многократно превышает объём реальной экономики. Для проведения санации нужно запустить планетарные проекты, гарантирующие долгосрочность и высокую доходность вложений. Эти проекты должны быть основаны на технологиях нового техно-промышленного уклада, обеспечивающих порядковый рост эффективности и производительности. Одновременно необходим отказ от общества потребления как модели роста - планета не выдержит.
Чтобы такое цивилизационное развитие состоялось, необходимо также переосвоение и перезаселение территории России и Евразийского Союза на основе новых технологий и перспективных типов занятости, новых типов жилья и новых поселений, вписанных в природу, но связанных со всем миром. Нужны условия, при которых население России, подорванное в прошлом веке мировыми войнами и революциями, дорастёт к середине 21 века хотя бы до 300-400 млн. чел, необходимых для полноценного развития русской цивилизации.
Движение в этом направлении задаёт проект Транс-Евразийского коридора развития, который мы начали обсуждать летом в Астане
Перспективы мировой финансовой системы и валюта развития, а в начале ноября - в Милане. Конференция, в которой с российской стороны участвовали президент ОАО РЖД Владимир Якунин и советник Президента Сергей Глазьев, а с итальянской глава европейского Клуба долгосрочных инвесторов Франко Бассанини, приняла
Миланский меморандум.
Как говорится в меморандуме, «Одной из главных проблем, лежащих в основе продолжающегося мирового финансового кризиса, является отсутствие глобальных инициатив, которые открывали бы новые горизонты и давали возможность выхода из рецессии и бюджетного дефицита к совместным планам развития. Нет «мотора», который вывел бы мировую экономику из глобального спада.
Поэтому конференция «Транс-Евразийский коридор развития. Миланская платформа: новое измерение сотрудничества», прошедшая 7-8 ноября 2012 г. в Университете Боккони в Милане, открывает новые перспективы российско-итальянского и российско-европейского сотрудничества. Одной из главных стратегий такого сотрудничества является новая индустриализация бескрайних пространств Евразийского континента, и преодоление, таким образом, финанциализации мировой экономики. Этот проект является важным шагом в процессе европейско-российского сотрудничества, и должен стать основой для близкого диалога между Европейским Союзом и формирующимся Евразийским Союзом.
Идея Транс-Евразийского коридора (пояса, оси) развития оппонирует традиционной парадигме линейного роста. Слово Razvitie (английское development - не вполне точный аналог) здесь обозначает создание макрорегионального поля генерирования общественного богатства - в качестве новой платформы производства и потребления новых товаров, услуг и технологий. Формирование такой макрорегиональной системы должно находиться в рамке инфраструктурного проекта Транс-Евразийского коридора развития, объединяющего экономики Европы (особенно Италии), России и азиатских стран (Казахстана, Китая, Японии, Кореи).
Суть проекта ТКР состоит в трансфере и совместном использовании новых техно-промышленных и социо-культурных систем, порождающих новые институты потребления, обмена, стили жизни и сознания посредством механизма пилотных проектов и отраслевых соглашений в таких странах, как Италия, Казахстан, Россия, с доступом к этим проектам и соглашениям стран Тихоокеанского кольца. Транс-Евразийский коридор развития сам по себе рассматривается как система мультимодальных инфраструктур - железнодорожной, автомобильной, энергетической, водной, информационной - которая сопровождается строительством новых научных центров и городов со множеством разнообразных новых рабочих мест.
Реализация такого инфраструктурного мегапроекта подразумевает использование новых финансовых и институциональных механизмов, прежде всего, для международных долгосрочных инвестиций, разработанных Клубом долгосрочных инвесторов». См. также
Материалы к Миланской конференции, и
Два взгляда на будущее .