Как отделить популизм от реальных планов? Лучший вариант - использование накопленного опыта, тем более команда Трампа уже была у руля с января 2017 по январь 2021.
Радикальной трансформации экономической политики ждать не стоит, т.к. США исторически следуют стратегическим долгосрочным интересам, как во внешней, так и во внутренней политике. Смена команды в Белом доме обычно приводит к незначительной модификации тактических маневров и инструментов в рамках долгосрочных стратегических целей и планов.
Но изменения, все же были.
Налоговая реформа
🔘Ставка корпоративного налога снижена с 35 до 21%
🔘Введен разовый налог на ранее накопленную за рубежом прибыль - 15.5% для наличных средств и 8% для неликвидных активов.
🔘Переход к территориальной системе, где облагается только доход, полученный внутри страны.
🔘Введение немедленного списания капитальных затрат (увеличение лимита с 50 до 100% bonus depreciation) с расширением лимита вычета с 0.5 до 1 млн долл для квалифицированных активов (практически все капексы за исключением недвижимости).
🔘Стимулирование компаний удерживать нематериальные активы в США через пониженную ставку налога на иностранные нематериальные доходы, полученные из США.
🔘Введен минимальный налог на глобальные нематериальные доходы, полученные за рубежом, чтобы предотвратить перемещение прибыли в низконалоговые юрисдикции.
🔘Ограничено вычета процентных расходов до 30% скорректированного налогооблагаемого дохода.
🔘Понижены ставки по НДФЛ на 2-3 п.п с второй доходной группы практически по всей шкале.
🔘Увеличение вычета для физлиц почти вдвое и увеличение вдвое порога необлагаемой суммы наследства для физлиц.
🔘Введен вычет до 20% для пассивных доходов для ИП, партнерских сообществ.
Плюс еще много различных вычетов и налоговых лазеек
Торговая политика и тарифы
🔘Затяжное торговое и экономическое противостояние с Китаем (требует отдельного исследования).
- Первый раунд тарифов (июль 2018 года): Введены 25% тарифы на китайские товары стоимостью $34 млрд.
- Второй раунд (август 2018 года): Тарифы расширены на товары стоимостью $16 млрд.
- Третий раунд (сентябрь 2018 года): Дополнительные 10% тарифы на товары стоимостью $200 млрд, с последующим увеличением до 25% в мае 2019 года.
- Четвертый раунд (сентябрь-декабрь 2019 года): Планировались тарифы на оставшиеся импортируемые товары из Китая стоимостью около $300 млрд, но часть из них была отложена или отменена в рамках переговоров.
Одновременно с этим на Китай накладывались множественные экономические санкции, ограничения по использованию американских технологий и интеллектуальной собственности, ограничения по инвестициям в Китай.
🔘Выход из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) с января 2017 в пользу двусторонних индивидуальных торговых договоренностей, но по факту это привело к усилению Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
🔘Пересмотр НАФТА и создание USMCA. Переговоры завершены в 2018, ратификация и вступление в силу с 1 июля 2020. Основные направления пересмотра торговых соглашений касались автомобильной промышленности, сельского хозяйства, интеллектуальной собственности, трудовых и экологических стандартов.
🔘Торговые споры с ЕС по автопрому и субсидиями авиапромышленности в 2019-2020, но тогда это ограничилось введением тарифов США на европейские товары на 7.5 млрд и ответная реакция Европы на 4 млрд.
🔘Тарифы на стиральные машины (20% для первых 1.2 млн единиц и 50% для последующих) и солнечные панели (30%) с янв.18.
🔘Сталь и алюминий (март 2018): Трамп объявил о введении 25% тарифов на сталь и 10% на алюминий с первичными исключениями для Канады, Мексики и ЕС, но позже тарифы были расширены и на них.
Это наиболее масштабные изменения. Был еще инфраструктурный план на 1.5 трлн (не был принят при Трампе), политика дерегуляции, лоббирование интересов нефтегаза и т.д.
Основные изменение были в 2017-2020, а Трамп в 2024 не предложил ничего нового, лишь наследуя старую политику, имеющую низкую эффективность. Но, по крайней мере, будет примерно понятно направление действий администрации Трампа.