Прогноз развития экономики России от Минэкономразвития поражает не своим пессимизмом, а отсутствием концепции и выработки новой парадигмы экономического развития.
Сценарий для экономики России обескураживает: падение ВВП в 2022 на 7.8%, продолжение падения на 0.7% в 2023 и рост в 2024 и 2025 всего лишь на 3.2% и 2.6%, что к 2025 году не позволит компенсировать провал 2022. По сути, возврат экономики на уровни 2008 года к 2024. Коллапс инвестиций на 20% в 2022, заморозка их на дне в 2023 (+0.3% к 2022), рост безработицы с 4.8% текущих до 6.7% в 2022 и стабилизация на этом уровне в 2023.
Прогнозы и сценарии развития Минэкономразвития вносятся в правительство и направляются в регионы для формирования бюджетов и государственной экономической политики. Что следует из прогноза МЭР?
Согласно планам, не будет никакого запуска инвестиционного цикла, не будет никакого мобилизационного развития, не будет никакой Новой Экономической Политики (НЭП). Иначе они бы не предполагали рост безработицы там, где его не может быть по определению и не ставили бы минус 20% инвестиций за два года к 2021. В рамках мобилизационного рывка всегда дефицит кадров, т.к. точки роста и развития множатся в геометрической прогрессии, а инвестиционный цикл естественный процесс выживания и трансформации.
Прогноз Минэкономразвития согласуется с
недавним прогнозом от ЦБ. Пассивная позиция, консервация текущего состояния (ожидание естественной адаптации экономики на внешние вызовы), подстройка под текущие реалии и ситуационные маневры по тушению очагов «экономического пожара», а не по предотвращению самого риска «пожара».
Иначе говоря, ЦБ и экономический блок пока действуют в рамках старой парадигмы, где действует императив веры в свободную руку рынка (типичная либеральная концепция), таргетирование инфляции любой ценой, формирование «подушки финансовой безопасности» через распределение накопленных доходов в резервы (преимущественно недружественных стран).
С последним вроде бы разобрались, причем руками «западных партнеров», когда, создав зону токсичности резервных валют, США и Европа принудительно выдавливают российское правительство из этих активов. Хотя, судя по половине распределения ЗВР в токсичных активах, - наши до последнего пребывали в иллюзиях. Но хорошо, что сейчас поняли, что доктринальная установка перенасыщения резервов ценой ограничения текущего развития - это тупиковый путь. Резервами все равно невозможно воспользоваться в критических ситуациях, а следовательно, нет смысла их накапливать.
Таргетирование инфляции в рамках прошлой парадигмы среднесрочной ценовой устойчивости в нынешних обстоятельствах - бессмысленная и вредительская инициатива. Абсолютно нормально и естественно в условиях структурной перестройки экономики фиксировать высокую инфляцию, как естественную реакцию экономики на устранение неэффективности, подстройку экономики к новым ценовым пропорциями и поиск альтернативных макрофинансовых балансов. Другими словами, на траектории фрагментарного и импульсного развития повышенная инфляция - это признак здоровой экономики, которая устанавливает новые факторы равновесия.
Самое ужасное - это вера в свободную руку рынка в условиях перестройки. Прям как эхо из 90х. Перед страной стоят фундаментальные вызовы, которые современная Россия еще не знала, мы на цивилизационном разломе в фазе тектонической трансформации мирового экономического и геополитического пространства.
Прошло три месяца после СВО, экономика частично парализована разрывом торговых, финансовых и логистических связей с внешним миром. Где черт побери, НЭП 2022 от правительства? Три месяца достаточный срок, чтобы понять в какой реальности мы оказались. В текущих условиях абсолютно необходимо усиление роли государства, хотя бы на раннем этапе, на точке старта. Но пока видим ситуационные маневры по затыканию пробоин в корпусе корабля, тогда как необходимо действовать с опережением.
Возникает ощущение, что Минэкономразвития и ЦБ не в полной мере отдают себе отчет, что прогнозируют. О какой безработице можно говорить перед тем масштабом вызовов, которые стоят перед страной? О каком коллапсе инвестиций в 2022 и параличе инвестиций в 2023 можно говорить, когда страна на пороге, фактически, неограниченных инвестиционных проектов?
Экономический блок и ЦБ застряли пока в 2021, когда мы уже в новой реальности. Пора просыпаться, иначе, учитывая концентрацию и масштаб экономических и геополитических вызовов, страна не выдержит груза скопившихся проблем и накопленных дисбалансов. Попытка реанимировать прошлые паттерны реагирования на кризисные процессы, не является актуальными в условиях новой "постреальности", которая сформировалась после 24 февраля.
Объективно говоря, в стране более, чем достаточно пространства для развития на траектории высвобождения от гнета транснациональных корпораций. По моим недавним расчетам, в России иностранные компании (доля нерезидентов свыше 50%) формировали около 16% выручки, 18% валовой добавленной стоимости, около 20-21% чистой прибыли и обеспечивали работой 13% занятых в экономике для группы компаний, выручка которых превышает 20 млрд руб. Почти 90% этих компаний из списка недружественных стран.
Многие из них уходят под давлением глупости и политических обстоятельств. Это неплохо. Раньше была проблема борьбы за рынок сбыта, которые через институт лоббизма захватывался ТНК. Сейчас вся эта шушера сгинула. Теперь в стране освободились огромные ниши, которые могут и должны быть заняты национальными компаниями.
Почему я столь критично настроен к экономическим решениям правительства?
Во-первых, дефицит времени. Их прогноз предполагает, что они решили отсидеться пару лет, пока все само рассосется. Так не бывает, само ничего не рассасывается в экономике без критических последствий. У нас нет ни двух лет, ни одного года, ни даже одного месяца. Необходимо было действовать уже вчера. Нерешенных проблем невероятно много.
Во-вторых, частный бизнес не сможет в одиночку решить комплекс инфраструктурных, организационных, технологических и финансовых проблем. Нужна жесткая и волевая рука государства, которая позволит создать базу под стартовый рост, который в перспективе будет перехвачен частным бизнесом. Пора завязывать с этими либеральными играми в свободный рынок. Остов устойчивого долгосрочного развития формируется только через вертикально интегрированную экономику и централизованное планирование. Это было в Великобритании, это было в США и это происходит в Китае. Сказки про свободную руку рынка для дураков.
В-третьих, вспомнить про то, что развитие невозможно без инноваций и технологий, а они в свою очередь невозможны без науки. С 2014 года по 2021 инвестиции в научные исследования и разработки (как частные, так и государственные) сократились абсолютно драматически - на 21% в реальном выражении. От 2 % в ВДС в 2014 доля снизилась до 1.46% к 2021. Да, есть островок стабильности в виде ИТ и смежных отраслей - это замечательно, но индустриализацию не сделать без технологий. Китай это понял в 2003 и активно инвестировал в науку. Пора понять и нам.
Можно попытаться заменить критический импорт с Запада на Восток. Но это промежуточная задача. Импортозамещение и локализация цепочек производства невозможны без компенсации технологического отставания, а для этого нужна наука и технологии. Это вопрос выживания и развития страны. Первоочередная задача.
Скоро подготовлю комплекс задач и направлений - актуальные для реализации в России.
Telegram
https://t.me/spydell_finance Большие массивы эксклюзивных аналитических и статистических материалов, анализ актуальной повестки и текущих событий на финансовых рынках, в экономике и в крупнейших компаниях.
Мой новый резервный канал в Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/spydell_finance