Сейчас уже можно окончательно говорить, что состоялось успешное взятие Алеппо сирийской армией при поддержке России, Ирана, Хизболлы и различных иностранных наемников. Также совершенно предсказуемо продолжается истерика в различных формах западного сообщества относительно «гуманитарной катастрофы», «военных преступлений» и «преступлений против человечности», которые спровоцировали кровавый тиран Асад и грозная Россия.
Степень обвинений до оцепенения безрассудны и примитивны, ориентированы на совсем уж отупевшую публику. Все сводится к тому, что действия России сконцентрированы на целенаправленном уничтожении объектов социальной инфраструктуры и войне против женщин, детей и стариков. Кровавому тирану Асаду и агрессивной России противостоят мирные и демократичны оппозиционеры, которые буквально вынуждены с оружием в руках защищать свои семьи и дома от посягательства всемирного зла. Примерно в таком тренде комментируются сирийские события в США и Европе.
Тем не менее официальные лица в Кремле продолжают идти на поводу своих американских и европейских друзей и партнеров, организовав беспрепятственный отход наиболее радикальных элементов с оружием и обмундированием из Алеппо. Заботливо
предоставив боевикам 20 автобусов, вероятно с чаем и угощениям. Ну, а что, заслужили-таки! В конце остались самые стойкие и отмороженные.
Здесь нет ничего общего с милосердием и добропорядочностью. Это какой-то политический кретинизм в терминальной стадии и по существу преступные действия. Каждый боевик, который не прошел процедуру нейтрализации (через ликвидацию, тюрьмы или фильтрационные лагеря) в перспективе неминуемо создаст проблем здесь (в Алеппо) или в любом другом месте, при которых неизбежно погибнут, как представители сирийской армии, так и наша сторона. Фактически, это отвлечение и в перспективе возможная утилизация, как материально-технических ресурсов, так и людей при очередном столкновении с боевиками, которые так успешно вышли из Алеппо. Очевидно, что в будущем придется либо оборонять достигнутые рубежи, либо продвигаться дальше или сразу оба варианта.
В любых азах военного дела (с вольной трактовкой) говорится, что при стратегическом надломе противника, когда враг теряет способность к сопротивлению, мобилизации и регенерации создаются условия для капитуляции, в которых победившая сторона навязывают свою волю проигравшей.
В Алеппо так получилось, что противник в лице США, Европы, Турции и стран Персидского залива и представляющих их на фронте боевиков, навязывает свои условия формальное победившей стороне (Россия и Асад). Это действительно новое слово в военном деле и дипломатии. Трепетно и дружески, похлопав боевиков по плечу, они были отправлены восвояси. Причем в некоторых случаях с семьями и с оружием.
Совершенно невозможно себе представить, чтобы советское политическое руководство во время Второй мировой поступало бы похожим образом с немцами и их пособниками. Последовательно и четко проводили тотальную демилитаризацию сдавшихся подразделений, их пленение и фильтрацию с последующим привлечением к восстановлению разрушенной инфраструктуры и идеологической обработкой.
Тут же боевики поработали «на славу». Результаты их можно посмотреть ниже в коротком видео
Click to view
В итоге амнистированы и отпущены! Феерично, что тут еще сказать?
Что будет с Алеппо или то, что от него осталось сейчас не знает никто, даже Асад. Очевидно, что нет никаких ресурсов для восстановления инфраструктуры. В этих условиях стоит вопрос о дальнейшем ходе развития событий.
Два крайних сценария с текущей позиции победившей стороны на промежуточном этапе:
Остановиться и все оставить, как есть, договорившись о разделе Сирии на две зоны - алавитская и шиитская с прибрежной стороны к Хомсу и севернее к Алеппо и вторая зона преимущественно суннитская, представляющая собой резервацию и рассадник террористов всех мастей под контролем США и группы поддержки. Это собственно один сценарий.
Второй заключается в деблокаде всей Сирии с последовательной очисткой наиболее крупных очагов боевиков с последующим переходом к затяжной партизанской войне. Второй сценарий приведет к маргинализации боевиков, но не исключит возникновение проблем вновь и кристаллизацию радикальных элементов в остов новой террористической формации. Однако, победить терроризм в Сирии чисто военными инструментами нельзя. Подробно и обстоятельно я говорил об этом год назад в цикле статей, посвященных Сирии и терроризму. Плюс к этому слишком много влиятельных международных игроков заинтересованы в продолжение конфликта. Это не только проблема терроризма, не только внутренние противоречия и гражданская война, но и столкновение в Сирии могущественных геополитических субъектов.
Если просмотреть публичные действий России в Сирии, то что имеем? Способность совершать успешные наступательные операции, прекрасная логистика и снабжение, хорошая подготовка личного состава, безошибочный пилотаж, успешное тестирование новых образцов вооружения.
Но при этом полный провал в разведке по пальмирскому направлению, полная неготовность к отражению удара и осадному положению, неспособность создания мощных оборонительных рубежей в Пальмире, бесконечные торги на пустом месте с США и решения «не по-существу», которые приводят лишь к укреплению боевиков и ослаблению наступательного импульса правительственной армии. Так или иначе, любой переговорный процесс служит для остановки наступательных возможностей правительственной армии и создании условий для перегруппировки, перевооружения и спасения боевиков.
Провал обороны в Пальмире привел не только к медийному провалу, но и отбросил южный фронт на 1.5 года назад, снабдив боевиков огромным запасом пальмирского оружия, техники и снаряжения. Открыв дорогу в сторону Хомса и Дамаска. Хотя наступательный драйв боевиков ослаб, но они сумели окружить авиабазу Т4 в Тиясе. Что будет дальше - неизвестно.
Но за локальными успехами - Пальмира весной, Алеппо в декабре следует некий стратегический вакуум. Либо ты последовательно воюешь, не заигрывая с врагом, либо же начинаешь играть на территории США, генерируя бесконечные и бессмысленные лозунги и мирные планы.
Почти за 1.5 года конфигурация фронта не сильно поменялась. Что-то взяли, а что-то вновь упустили, но сам потенциал боевиков, как видно стало по Пальмире не ослаблен, а наоборот - может быть быстро восстановлен. Любое промедление, слабость приведут к аналогичному результату в Алеппо и на других фронтах.
Учитывая, с какой безответственностью подошли к обороне Пальмиры и с каким почетом отпустили колонны боевиков из Алеппо - планов продвигаться дальше не имеется, по крайней мере, в обозримой перспективе. А общие цели войны в Сирии пока весят в воздухе и остаются открытыми. Взятие Алеппо - безусловно очень значимое событие, но без внятной и последовательной стратегии действий любой локальный успех и тактическая победа могут превратиться в стратегическое поражение.