Государственные бюджеты в нефтегазовых странах

Jan 19, 2016 03:44

В условиях, когда цены на нефть обновляют минимумы за 12 лет важно и интересно оценить, насколько нефтегазовые экспортеры выдерживают нагрузку в плане исполнения государственных бюджетов. Сейчас в мире 33 чистых нефтегазовых экспортера, 30 из которых имеют нефтегазовый экспорт свыше 50% от совокупного экспорта. Аппетиты в былые годы нефтяного буйства раздули немерено, теперь приходится возвращаться из мира грез и безмятежности в суровые будни разгребания результатов безответственной государственной политики моно-стран, т.е. стран, экспорт которых почти целиком и полностью зависит от одной компоненты.

Начну с доходов. В расчетах пойдет речь о консолидированных доходах государства. Например, у России консолидированные доходы федерального бюджета и субъектов РФ за 2014 год составили 26.7 трлн, а за 2013 год 24.4 трлн. В 2015 году по предварительным оценкам доходы сократились до 25.4 трлн, главным образом за счет провала доходов федерального бюджета до 13.3 трлн против 14.5 трлн за прошлый год

По среднегодовому курсу - это около 419 млрд долл и минус 40% за год. Цены на нефть (в долларах среднегодовые) упали в 2015 на 47%. Гос.доходы для 30 стран нефтегазовых экспортеров снизились на 33% (без учета Канады, Мексики и Малайзии, где доля экспорты сырья ниже 50%.


Падение доходов более сильное, чем падение нефти в Венесуэле, Ливии, Йемене и Брунее. В России хуже среднего. Курс нац.валюты в Саудовской Аравии зафиксирован к доллару (там девальвации не было), доходная часть бюджета сократилась на 35%.


В России на человека приходится около 2.8 тыс долл государственных доходов. В Саудовской Аравии ровно в два раза больше выходит. В ОАЭ в 4 раза больше, в Катаре и Норвегии в 11 и 14 раз больше гос.доходов на человека, чем в России.


11 стран опережают Россию по гос.доходам на душу населения. Т.е. Россия чуть лучше среднего.


Гос.расходы в России упали до 490 млрд долл - это уже ниже, чем в 2009. Учитывая последние тенденции на рынке нефти и по курсу рубля, в 2016 гос.доходы России свалятся к 2006 году - примерно 350-360 млрд долл.


Одна из главных причин экономической устойчивости Африки и Ближнего Востока в 2015 - это относительно умеренное сокращение гос.расходов и мягкая девальвация нац.валюты (либо даже отсутствие девальвации). Например, Саудовская Аравия, Иран и Катар даже увеличили гос.расходы в долларовом выражении.

Стабильность курса позволила избежать критической инфляции на внутреннем рынке, инвестиционного и потребительского паралича, подрыва финансовой системы и деловой активности, учитывая исключительную высокую зависимость всех представленных стран от импорта и курса национальной валюты.
Среди крупных стран, падение гос.расходов более сильное, чем в России только в Венесуэле, Анголе и Йемене.


В долларом выражении в пересчете на душу населения гос.расходы в России 3.3 тыс долл, что всего лишь на 30-35% выше, чем в Казахстане и Азербайджане. Это может показаться странным, но фактические гос.расходы на человека в Ливии больше, чем в России, а в Ираке почти наравне, если принять обвал рубля в начале 2016. Другой вопрос, как и куда эти расходы распределяются, но факт есть факт.

Девальвация рубля никак не спасла бюджет от дефицита, т.к. издержки выросли значительно сильнее и быстрее, чем способность экономики возвращать все через налоги. За 2015 год дефицит оценочный на основе законов о бюджете и балансовых соотношений на конец года, но, по всей видимости, дефицит в России стал значительно меньше 4.3 трлн руб (70 млрд долл). По федеральному пока выходит около 2 трлн дефицита, по субъектам РФ пока не понятно, к марту окончательные данные будут. В любом случае точно за 50 млрд долл.


В Саудовской Аравии разрыв бюджета катастрофический из-за принципиально желания не урезать ни соцобязательства, ни инвестиционные и инфраструктурные проекты. Саудовская Аравия жила так, как будто нефть за 100. Дефицит бюджета вырос под 140 млрд долл. Экономика у них выросла, в отличие от России. В принципе, резервов у них хватит минимум на 5 лет жизни по старому формату. Всего-то 30 млн населения при сопоставимых доходах от нефтегаза.


Вообще, в 30 странах из 33 образовался дефицит. Профицит только в Норвегии, Катаре и Кувейте, что обусловлено малым количеством населения и ничтожными потребностями относительно доходов.

Дефицит бюджета (годовой) в России при пересчете на душу населения примерно сопоставим со средними зарплатами в месяц. В рейтинге самых больших дефицитов на человека, Россия где-то в середине. В Саудовской Аравии, Ливии и Бахрейне за 3 тыс баксов в год.

Все цифры на основе моих расчетов и широкого спектра источников (нац.источники и МВФ). Данные за 2015 предварительные, окончательные будут в апреле.

Вообщем, ничему их история не учит. Всего один управляемый параметр и как по щелчку экономика России заваливается. Мы контролируем мировые цены на нефть и газ? Нет! Ну, как так бездарно можно было управлять страной 25 лет, чтобы экономика, которая имела огромный запас прочности от великолепного наследия СССР сумела скататиться в моно-структуру, легко манипулуемую из Вашингтона? Более половины (с учетом дивидендов и косвенных доходов) у федбюджета - это нефтегаз и до 30% от консолидированного. Ну куда годится такой позор?

При этом практически полностью уничтожив инфраструктурный и технологический потенциал СССР во многих секторах экономики, за исключением ВПК, ядерной энергетики и космоса. Хотите завалить Россию? Обвалите цены на нефть, а обо всем остальном позаботится правительство РФ, действуя проциклически, т.е. усиливая негативные тенденции. В отличие от большинства стран Ближнего Востока, где население от 1 млн до 35 млн человек, Россия имеет во много раз меньший запас прочности. Тот же Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия могут бесконечно долго выдерживать низкие цены, т.к. у них резервов много, нефтегазовая выручка на душу населения огромная и населения мало по сравнению со 146 млн в России. Но глупо сравнивать Россию с Нигерией (население 180 млн), т.к. геополитическая диспозиция и амбиция совершенно иные. То, что позволено Нигерии (бесконечно деградировать) недопустимо для России. Но полностью либеральное правительство функционирует по африканской модели управления. Результаты соответствующие.

Ирак, Саудовская Аравия, Иран, Россия, бюджет

Previous post Next post
Up