В условиях, когда цены на нефть обновляют минимумы за 12 лет важно и интересно оценить, насколько нефтегазовые экспортеры выдерживают нагрузку в плане исполнения государственных бюджетов. Сейчас в мире 33 чистых нефтегазовых экспортера, 30 из которых имеют нефтегазовый экспорт свыше 50% от совокупного экспорта. Аппетиты в былые годы нефтяного буйства раздули немерено, теперь приходится возвращаться из мира грез и безмятежности в суровые будни разгребания результатов безответственной государственной политики моно-стран, т.е. стран, экспорт которых почти целиком и полностью зависит от одной компоненты.
Начну с доходов. В расчетах пойдет речь о консолидированных доходах государства. Например, у России консолидированные доходы федерального бюджета и субъектов РФ за 2014 год составили
26.7 трлн, а за 2013 год 24.4 трлн. В 2015 году по предварительным оценкам доходы сократились до 25.4 трлн, главным образом за счет провала доходов федерального бюджета до
13.3 трлн против 14.5 трлн за прошлый год
По среднегодовому курсу - это около 419 млрд долл и минус 40% за год. Цены на нефть (в долларах среднегодовые) упали в 2015 на 47%. Гос.доходы для 30 стран нефтегазовых экспортеров снизились на 33% (без учета Канады, Мексики и Малайзии, где доля экспорты сырья ниже 50%.
Падение доходов более сильное, чем падение нефти в Венесуэле, Ливии, Йемене и Брунее. В России хуже среднего. Курс нац.валюты в Саудовской Аравии зафиксирован к доллару (там девальвации не было), доходная часть бюджета сократилась на 35%.
В России на человека приходится около 2.8 тыс долл государственных доходов. В Саудовской Аравии ровно в два раза больше выходит. В ОАЭ в 4 раза больше, в Катаре и Норвегии в 11 и 14 раз больше гос.доходов на человека, чем в России.
11 стран опережают Россию по гос.доходам на душу населения. Т.е. Россия чуть лучше среднего.
Гос.расходы в России упали до 490 млрд долл - это уже ниже, чем в 2009. Учитывая последние тенденции на рынке нефти и по курсу рубля, в 2016 гос.доходы России свалятся к 2006 году - примерно 350-360 млрд долл.
Одна из главных причин экономической устойчивости Африки и Ближнего Востока в 2015 - это относительно умеренное сокращение гос.расходов и мягкая девальвация нац.валюты (либо даже отсутствие девальвации). Например, Саудовская Аравия, Иран и Катар даже увеличили гос.расходы в долларовом выражении.
Стабильность курса позволила избежать критической инфляции на внутреннем рынке, инвестиционного и потребительского паралича, подрыва финансовой системы и деловой активности, учитывая исключительную высокую зависимость всех представленных стран от импорта и курса национальной валюты.
Среди крупных стран, падение гос.расходов более сильное, чем в России только в Венесуэле, Анголе и Йемене.
В долларом выражении в пересчете на душу населения гос.расходы в России 3.3 тыс долл, что всего лишь на 30-35% выше, чем в Казахстане и Азербайджане. Это может показаться странным, но фактические гос.расходы на человека в Ливии больше, чем в России, а в Ираке почти наравне, если принять обвал рубля в начале 2016. Другой вопрос, как и куда эти расходы распределяются, но факт есть факт.
Девальвация рубля никак не спасла бюджет от дефицита, т.к. издержки выросли значительно сильнее и быстрее, чем способность экономики возвращать все через налоги. За 2015 год дефицит оценочный на основе законов о бюджете и балансовых соотношений на конец года, но, по всей видимости, дефицит в России стал значительно меньше 4.3 трлн руб (70 млрд долл). По федеральному пока выходит около 2 трлн дефицита, по субъектам РФ пока не понятно, к марту окончательные данные будут. В любом случае точно за 50 млрд долл.
В Саудовской Аравии разрыв бюджета катастрофический из-за принципиально желания не урезать ни соцобязательства, ни инвестиционные и инфраструктурные проекты. Саудовская Аравия жила так, как будто нефть за 100. Дефицит бюджета вырос под 140 млрд долл. Экономика у них выросла, в отличие от России. В принципе, резервов у них хватит минимум на 5 лет жизни по старому формату. Всего-то 30 млн населения при сопоставимых доходах от нефтегаза.
Вообще, в 30 странах из 33 образовался дефицит. Профицит только в Норвегии, Катаре и Кувейте, что обусловлено малым количеством населения и ничтожными потребностями относительно доходов.
Дефицит бюджета (годовой) в России при пересчете на душу населения примерно сопоставим со средними зарплатами в месяц. В рейтинге самых больших дефицитов на человека, Россия где-то в середине. В Саудовской Аравии, Ливии и Бахрейне за 3 тыс баксов в год.
Все цифры на основе моих расчетов и широкого спектра источников (нац.источники и МВФ). Данные за 2015 предварительные, окончательные будут в апреле.
Вообщем, ничему их история не учит. Всего один управляемый параметр и как по щелчку экономика России заваливается. Мы контролируем мировые цены на нефть и газ? Нет! Ну, как так бездарно можно было управлять страной 25 лет, чтобы экономика, которая имела огромный запас прочности от великолепного наследия СССР сумела скататиться в моно-структуру, легко манипулуемую из Вашингтона? Более половины (с учетом дивидендов и косвенных доходов) у федбюджета - это нефтегаз и до 30% от консолидированного. Ну куда годится такой позор?
При этом практически полностью уничтожив инфраструктурный и технологический потенциал СССР во многих секторах экономики, за исключением ВПК, ядерной энергетики и космоса. Хотите завалить Россию? Обвалите цены на нефть, а обо всем остальном позаботится правительство РФ, действуя проциклически, т.е. усиливая негативные тенденции. В отличие от большинства стран Ближнего Востока, где население от 1 млн до 35 млн человек, Россия имеет во много раз меньший запас прочности. Тот же Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия могут бесконечно долго выдерживать низкие цены, т.к. у них резервов много, нефтегазовая выручка на душу населения огромная и населения мало по сравнению со 146 млн в России. Но глупо сравнивать Россию с Нигерией (население 180 млн), т.к. геополитическая диспозиция и амбиция совершенно иные. То, что позволено Нигерии (бесконечно деградировать) недопустимо для России. Но полностью либеральное правительство функционирует по африканской модели управления. Результаты соответствующие.