Масштаб деструктивных действий ЦБ РФ на экономику и банковскую систему России невероятен, а негативный эффект всеобъемлющий.
- Это неуправляемый крах рубля в 2014 и вызванная этим рекордная с 1998 года инфляция.
- Это подрыв доверия к нац.валюте со стороны всех институциональных единиц (население в первую очередь, компании и банки). Слишком много времени понадобилось, чтобы население и компании начали сокращать инвалютные вклады, но столь чудовищный обвал рубля вновь ставит вопросы относительно того, насколько безопасен рубль. Это в долгосрочной перспективе приведет, как минимум в поддержке высокой доли инвалютных сбережений, а следовательно к ограничениям развития национальной финансовой системы.
- Это череда запоздалых, неполноценных, а зачастую просто глупых решений в денежно-кредитной политике, что привело к не только к подрыву доверия к ЦБ, но и к крайне высокой неопределенности среди всех участников российской экономики. Это приводило к избыточному накоплению валютных резервов у компаний (долларизация кэша) и торможению инвестиционной активности.
- Но самый треш, конечно, пришелся на банковскую систему. ЦБ грохнули российскую банковскую систему весьма знатно, а все самое худшее началось после целой череды диверсионных актов, начиная с ноября 2004 по конец декабря.
Резкое повышение ключевой ставки в середине декабря привело к параличу банковской системы, панике на рынке РЕПО, остановке кредитования, бегству из депозитов. Тогда встало все. Полностью парализовался межбанк, спрэд между межбанковской ставкой и ключевой ставкой ЦБ достигал безумных 13 п.п, что превосходило худший эпизод кризиса 2008. В середине декабря в результате сильнейшего кризиса доверия банки позакрывали лимиты друг на друга, и ставки на межбанке доходили до 30% по 30 дневному кредитованию.
Почти сразу посыпались долговые и фондовые рынки России. Грохнулся валютный рынок. Внутридневные колебания и волатильность рубля превзошли все рекорды.
Всего за один день банковская система России стала банкротом. Банки или другие финансовые учреждения, которые не имели полностью захэджированных рыночных позиций попали в ситуацию отрицательного капитала (когда текущие обязательства по рыночной оценке превышают все активы банка). Если инвалютные долги привести по курсу, который был во вторник, то система была на грани катастрофы, т.к. многие банки показывали отрицательный чистый баланс (не считая убытков от обрушения рынка).
Тогда ЦБ РФ, чтобы совсем не добить банки решил оценивать валютные позиции по виртуальному (докризисному) курсу.
В пик кризиса более
800 млрд рублей было изъято с депозитов. Это был самый масштабный набег на банки в истории российской банковской системы.
Сейчас кредитная и валютная паника несколько стабилизировалась, изъятие средств с депозитов прекратилось (помогли хорошие ставки по депозитам и расширение страховки до 1.4 млн). Спреды сократились, волатильность рубля упала. Однако деструктивные эффекты диверсий ЦБ имеют далекоидущие последствия...
Из последних «достижений»:
1. Российские банки фиксируют самые масштабные убытки за всю свою историю, причем второй месяц подряд. За декабрь убытки 191.6 млрд, в январе 23.6 млрд, т.е. 215 млрд за 2 месяца. Это очень много. В худший период кризиса 2008-2009 не было ничего подобного. Подробности на графике.
Убытки связаны с тремя факторами. Рекордное создание резервов на возможные убытки, валютные потери и издержки (самое сильное с 1998 падение нац.валюты) и долговые издержки из-за необходимости отвлекать масштабные денежные потоки на погашение внешних долгов. Что касается создания резервов на возможные потери по кредитам.
2. В месяц создают по 240-250 млрд рублей резервов на возможные потери по ссудам (рекорд), что как бы намекает на масштаб просрочек по кредитам. Данные по конец января 2015.
Хотя по официальной статистике просрочки хоть и растут, но не столь критично, но это связано с тем, что банки предпочитают не показывать просроченные кредиты в своих балансах, что может негативно сказаться на способности к фондированию. Высокая норма просрочек будет сигнализировать о низком качестве кредитного портфеля, что потенциально заблокирует возможность привлечения ликвидности на приемлемых условиях. Банки пытаются рефинансировать кредиты (преимущественно корпоративные). В этом отношении статистика просрочек не совсем объективна, т.к. база сильно занижена в силу объективных причин. А вот с резервами более понятно.
3. Норма достаточности капитала рухнула до критического минимума. Активы российских банков, оцененные с учетом риска (кредиты, производные и ценные бумаги) на конец января 2015 составляют 68.4 трлн рублей.
Капитал банков - 6.82 трлн рублей. Норма достаточности капитала по всей банковской системе на конец января составляет 10%. Это самый низкий уровень достаточности капитала с 1998 года. Средний уровень достаточности капитала за 2014 год (до развала системы, т.е. до октября) составлял 12.9%. За последние 6 лет ходили в диапазоне 13.8-15.8%. В худший период кризиса 2008-2009 падали чуть ниже 14%.
4. Оцениваемый дефицит капитала банковской системы при текущих балансовых показателях составляет около 2 трлн рублей (при годовой прибыли в 1 трлн в лучшие времена). В этом году хорошо,если 300-400 млрд покажут. Многие банки под угрозой банкротства, особенно мелкие, кто не имеет централизованного доступа к безлимитной ликвидности.
5. В России начался делевередж.
Масштаб сокращения потребительского кредитования стал самым значительным в истории банковской системы в абсолютном значении. За январь 2015 кредиты сократились на 136 млрд руб по отношению к декабрь 2014. Это более, чем в два раза сильнее, чем в кризис 08-09. В процентном отношении падение сопоставимо с прошлым кризисом.
6. Сокращение не только в розничном кредитовании, но в корпоративном - почти 120 млрд за месяц. В кризис 08 кредитование падало на 60-80 млрд в месяц. Рост ключевой ставки привел к предсказуемому убийству реального сектора экономики.
7. Депозиты компаний и населения имеют огромное значение для фондирования российских банков. Сейчас депозиты составляют свыше 75% от всех источников фондирования банков. Остальное почти целиком приходится на ЦБ РФ.
Но прирост депозитов прекратился. За год рублевая денежная масса выросла всего на 2% (декабрь 2014 к декабрю 2013). Это очень мало. Типичные темпы роста в последнее время составляли 15%.
По отношению к прошлому году население даже сократило депозиты.
Ситуацию спасли компании, которые под конец года использовали возможность размещения по высоким ставкам и разместили более 1 трлн рублей (за месяц)
В итоге имеем следующее: рекордные убытки банков, самая низкая за 15 лет норма достаточности капитала, ухудшение качества кредитного портфеля (что выражается в росте расходов на создание резервов по ссудам), масштабное сокращение кредитования (судя по всему тенденция продолжится), остановка притока средств на рублевые вклады (в конце года рекордное сокращение, а годовые темпы роста самые низкие с 2008).
Как принято говорить в таких случаях: дотаргетировались, доподнимали ставки