В связи с тем, что долговой рынок посыпался с мая, обхаркался кровью с ног и до головы, то важно понимать риски.
Риски заключаются в том, что чуть менее, чем все крупные фонды имеют значительные экспозиции в долговых рынках, где трежерис участвуют не только, как объект инвестиций, но и для выстраивания пирамиды РЕПО и прочих причудливых залоговых схем. Падение трежерис бьет с двух фронтов. С одной стороны контрагенты увеличивает дисконт при перезаключении контрактов, тем самым имея тот же объем трежерис, через РЕПО фонд может взять меньше ликвидности. А с другой стороны балансовые потери могут привести к тому, что для поддержания позиций придется довносить ликвидность, т.к. фонд может не удовлетворять залоговые требования по обеспечению позиции, либо же придется сворачивать денежную вакханалию и крыть позы. Тем самым падение цен может приводить к еще большому падению, в прочем, как это обычно бывает в этом сумасшедшем доме.
Второй масштабный риск в том, что даже если трежерис или любые другие долговые бумаги не участвуют в РЕПО и прочих схемах, но балансовые потери могут сильно вдарить по спекулятивно ориентированным фондам, которые, опять же чуть менее, чем все, взращенные на стерильных условиях от ФРС. До погашения держать стало не модно и все решили спекулировать на курсовой разнице. Ощущение поддержки от ФРС и длительный боковик привел к тому, что они утрамбовались в трежерис за последние 4 года похлеще, чем сельди в бочке. Ориентировочные бумажные потери из-за падения цен по трежерис составляют более полутриллиона долларов.
Ставки по трежерис являются бенчмарком для всего долгового рынка, по сути являясь ценообразующим фактором во многих ценовых моделях. Рост ставок по трежерис приводит к росту ставок по корпоративным бондам и ипотечным облигациям и переоценки инвестиций в другие инструменты, как в денежные, так и в фондовые рынки.
Емкость долгового рынка по номиналу с учетом векселей для американских эмитентов составляет 35 трлн на март 2013, для бумаг сроком более года примерно 32 трлн. Отсюда следует четвертый риск. Все новые размещения долговых бумаг идут по рыночным ставкам или близким к ним, тем самым повышается стоимость обслуживания долга. В целом рост ставок на 1% приводит к доп. издержкам для эмитентов на сумму до 120 млрд долларов в год и до 350 млрд в долгосрочном плане. Но следует учесть, что для инвест.дурней чем ниже цены = тем ниже спрос. Следовательно, бегство из долгового рынка приводит к падению bid to cover и трудностям в размещениях и дальнейшему давлению на долговой рынок.
На графике объем долгового рынка для эмитентов резидентов США без учета векселей.
Прирост долгового рынка за последние 4 года обеспечивает исключительно трежерис.
Структура рынка (без учета производных на процентные ставки и долги)
В виде доли
Пятый риск. Если это не очередное цирковое представление, а ФРС действительно теряет контроль над длинным концом кривой доходности? Хм, это несет в себе достаточно драматические долгосрочные последствия. Но пока в это верится с трудом, т.к. на размещениях трежерис подконтрольные ФРС и казначейству структуры составляют более 90%. Это может произойти только в одном случае - если у дилеров и аффилированных структур не будет денег. Но пока электронная типография работает исправно в темпах по 85 млрд в месяц, а приращения нового долга нет.
Откровенно говоря, все это шоу смахивает на очередной достаточно дешевый развод с целью высадки левых пассажиров и обеспечению себе наиболее комфортных уровней для входа. Надо ведь у кого то деньги отнимать? В благоразумие долбовесторов отказываюсь верить. Якобы очухались и поняли в какое говно влезли? Такого с ними никогда не было. если только через принудительно закрытие поз.
Ну и последнее. В долгосрочной перспективе в силу замкнутости системы бегство из долгового рынка приводит к аллокации средств в акциях и деривативах (товарные, процентные, фондовые, валютные), но не так, как многие представляют. Номинальная емкость рынка, как была 35 трлн, так и осталась. Изменение рыночной стоимости в данном случае приводит к фиксированию убытков целой группы участников и снижению энтузиазма в дальнейших покупках и именно по направлению снижения энтузиазма может проходить аллокация избыточной ликвидности в других активах.