Знаменитый археологический комплекс Тиауанако в Боливии ныне представляет из себя две обособленные зоны. Значительная часть мегалитических сооружений сконцентрирована в единой - основной зоне, отдельно от которой - примерно на расстоянии восьми сотен метров - располагается объект под названием Пума-Пунку.
Довольно длительное время на Пума-Пунку не проводилось масштабных археологических работ. Все это время исследователи могли видеть лишь незначительную часть конструкций, которая не давала сколь-нибудь полного представления об исходном виде сооружения. Вследствие этого и с легкой руки Артура Познанского - боливийца польского происхождения, который посвятил изучению Тиауанако почти всю свою жизнь - прижилась выдвинутая им еще сто лет назад (и как теперь ясно - ошибочная) гипотеза о том, что Пума-Пунку представлял из себя некое портовое сооружение, располагавшееся в глубокой древности на берегу озера Титикака. Давайте изучим это загадочное сооружение подробнее и ознакомимся с самыми невероятными версиями …
Ныне озеро Титикака находится в трех десятках километров от Пума-Пунку. Соответственно, это привело к версии о сильном обмелении озера, которое ранее будто бы доходило до Тиаунако. Однако во второй половине ХХ века в результате подводных исследований на дне Титикаки были обнаружены остатки древних сооружений, что требовало уже не уменьшения, а увеличения глубины озера со временем. Складывалось явное противоречие, разрешить которое пытались гипотезой о периодических колебаниях уровня воды в Титикаке с довольно большим размахом по амплитуде.
В ходе же раскопок, начатых ближе к концу ХХ века и периодически продолжающихся до сих пор, удалось примерно восстановить исходный облик Пума-Пунку, который оказался группой сооружений на холме (судя по всему, искусственного происхождения), обнесенном каменной кладкой и возвышающемся над окружающей местностью в форме объемной буквы «Т» с утолщенной «ножкой». Так что это никоим образом не могло быть портом на берегу озера - если бы сюда дошла вода, то она обступила бы Пума-Пунку со всех сторон, и комплекс превратился бы просто в изолированный островок.
Каменная облицовка холма выполнена в виде двух отчетливо просматривающихся ярусов кладки из прямоугольных блоков относительно небольшого размера - всего по несколько десятков, максимум сотен килограмм. Блоки тщательно подогнаны друг к другу без какого либо раствора.На первый взгляд, облицовка не вызывает особого интереса. Но более детальный ее осмотр - особенно на нижнем ярусе, где она лучше сохранилась - выявляет целый ряд любопытных и даже странных деталей.Во-первых, основная масса блоков выполнена весьма качественно в форме прямоугольных параллелепипедов с очень ровными - порой даже отшлифованными - гранями. Однако то тут, то там в кладке встречаются блоки, которые либо с торцевой, либо с верхней стороны ровных граней не имеют - они как будто не обработаны до конца.
Во-вторых, при общем весьма качественном выравнивании облицовки попадаются блоки, которые либо чуть выступают из кладки, либо слегка «вдавлены» внутрь ее. Причем это «гуляние» носит характер не повреждений со временем (например, из-за землетрясений), а изначальной погрешности. Возникает ощущение, что строителям важно было выдержать лишь общую линию периметра, а «мелкие детали» были не важны.Подобное, впрочем, вполне логично, если, скажем, нижний ярус представлял собой нечто типа фундамента, погруженного ниже уровня земли. Такому предположению соответствует хорошая сохранность блоков, которые таким образом могли быть были защищены от воздействия внешних факторов, соответственно и от эрозии.
Те блоки облицовки холма, которые имеют совершенную форму и очень ровные грани, производят впечатление, что они вышли из-под какого-то современного камнерезного станка. А то, что в кладке среди ровных блоков встречаются недоделанные, приводит к мысли, что строителям создание ровных блоков не составляло особых проблем. Ровная форма и отшлифованные грани были «автоматическим» результатомтой технологии, которая была использована при изготовлении блоков. Отдельных трудозатрат от строителей они не требовали, а потому их не жалко было поставить в кладку рядом и с теми блоками, которые имели отдельные невыровненные грани.
Статуя в центре комплекса изображает бога-творца - Виракоча. Но почему он так не похож на своих создателей? У него есть борода и усы - это необычная деталь для жителей Латинской Америки. Американские индейцы не носят таких атрибутов. Возможно, он прибыл из Евразии, а может быть он был шумером? Опять загадка!Подобное абсолютно немыслимо при ручной работе простейшими инструментами, которые имели индейцы на данной территории к моменту прихода испанцев. Это возможно лишь в случае машинного производства. Так что речь однозначно должна идти о высоко развитой в техническом отношении цивилизации, а вовсе не о некоей индейской «культуре Тиауанако», которой историки приписывают создание Пума-Пунку.
Впрочем, индейцы тут тоже приложили свою руку - они занимались частичной реставрацией древнего сооружения. Это особенно заметно на восточной стороне холма, где его облицовка сложена из совершенно произвольной формы блоков, обломков и даже просто битого камня. В кладке оказался даже обломок перекрытия ворот, который индейцы уложили сюда, перепутав верх с низом.
Некоторые ответы можно найти в Музее драгоценных металлов в Ла-Пасе. Знаменитая чаща Фуэнте Магна, обнаруженная рядом с Тиуанакои Пуна-Пунку. Там присутствуют шумерские клиновидные надписи. Это говорит о прямой связи шумеров и жителей Тиуанако.
Именно этот предмет, найденный в 50-х годов на берегу озера Титикака, является для приверженцев палеоконтактов доказательством связи с инопланетной цивилизацией, так как сама шумерская цивилизация, по их мнению, является также инопланетной. Приверженец и популяризатор теории о космическом происхождении шумерской цивилизации - Захария Сидчин. Изучая легенды о создателе-боге Виракоча, многие специалисты приходят к мнению о внеземном происхождении построек Пуна-Пунку. Озеро Титикака находится между Боливией и Перу. Бог Вирокоча поднялся из глубин этого озера и создал солнце, звезды и людей. Бог отправился в Тиуанако и принес туда цивилизацию. В Пуна-Пунку он создал из камня мужчин и женщин и отправил их на четыре стороны света, чтобы они создали цивилизацию.
Испанские завоеватели спрашивали местных жителей - что такое Пуна-Пунку? Что означают эти постройки? Те отвечали, что это - не мы, не наши предки построили. Его за одну ночь создали боги. Обычно народ гордиться достижениями предков. В этом случае люди утверждали - это не мы! Это строили боги. Одна из легенд гласит, что город построила раса великанов за одну ночь после наводнения, которое затопило все территории. Но кем были эти великаны? Откуда они появились? Был ли это - Вирокоча и его приближенные? В одной из первых хроник говорится, что эти гигантские платформы перемещали по воздуху под звуки труб. Они буквально подлетали в нужные места. Что это - звуковая технология?
Те блоки облицовки холма, которые имеют совершенную форму и очень ровные грани, производят впечатление, что они вышли из-под какого-то современного камнерезного станка. А то, что в кладке среди ровных блоков встречаются недоделанные, приводит к мысли, что строителям создание ровных блоков не составляло особых проблем. Ровная форма и отшлифованные грани были «автоматическим» результатомтой технологии, которая была использована при изготовлении блоков. Отдельных трудозатрат от строителей они не требовали, а потому их не жалко было поставить в кладку рядом и с теми блоками, которые имели отдельные невыровненные грани.
Подобное абсолютно немыслимо при ручной работе простейшими инструментами, которые имели индейцы на данной территории к моменту прихода испанцев. Это возможно лишь в случае машинного производства. Так что речь однозначно должна идти о высоко развитой в техническом отношении цивилизации, а вовсе не о некоей индейской «культуре Тиауанако», которой историки приписывают создание Пума-Пунку.Впрочем, индейцы тут тоже приложили свою руку - они занимались частичной реставрацией древнего сооружения. Это особенно заметно на восточной стороне холма, где его облицовка сложена из совершенно произвольной формы блоков, обломков и даже просто битого камня. В кладке оказался даже обломок перекрытия ворот, который индейцы уложили сюда, перепутав верх с низом.
Что могло вызвать такие масштабные разрушения?..Человек не стал бы устраивать хаос подобного уровня. После его действий остались бы достаточно компактные груды развалин, которые археологи довольно легко восстанавливают, а тут они даже не берутся за какую-либо реконструкцию, поскольку при такой степени разрушения оказались уничтоженными практически все следы каких-либо начальных форм (за исключением разве что кладки по периметру холма).
Что же произошло с этими конструкциями? Что могло вызвать такие разрушения в Пуна-Пунку? Сильное землетрясение могло разбросать эти гигантские блоки как игрушечные кубики. Есть свидетельство о том, что в этом районе упал метеорит, вызвавший потоп. Также обломки каменных блоков были обнаружены глубоко в почве. Мог это быть искусственный взрыв, скрывающий следы чьего-либо пребывания. Осколки диорита можно обнаружить на огромной территории Пуна-Пунку, что является явным признаком взрыва. Потом все, что было разрушено, накрыло волной, которая принесла глину и ил.
Идеальная резьба по камню, непревзойденная инженерия, разрушение. Быть может, Пуна-Пунку действительно построили инопланетяне? Если да, то для чего? Был ли это аванпост, поле битвы или конечный пункт назначения? Быть может, когда-нибудь мы разгадаем эти загадки и узнаем наверняка, посещали ли Землю инопланетяне?
Комплекс Тиауанако в Боливии: загадочные мегалиты Пума-Пунку