Болгарские заметки

Jan 15, 2015 01:30

-Ну что? Едем в Беглик Таш? - говорит Юрий Васильевич, - Это недалеко. Самое интересное, что большинство болгар об этом святилище даже не знали. Территория была закрыта, как и все вокруг дачи Живкова.
Это-то как раз и удивляет. Беглик Таш расположен недалеко от руин древнего города Ранули, на заповедной территории долины реки Ропотамо. И лишь с 2003-го года началось ситстемное изучение самого раннего по дате святилища , найденного на побережье Черного моря - аж 12-13 век до н.э. Интересно, что с 1940 года гитлеровское правительство запретило какие-либо работы или исследования в Беглик Таш. Есть предположение, что связан запрет с известным интересом Гитлера к всякого рода мистике - вроде как святилище является сильным энергетическим местом. Вообще исследователи, склонные к всякого рода мистике, тоже говорят об этом - энергетика места необычайно сильна. Недаром Беглик Таш называют болгарским Стоунхенджем.

Действительно, необычно уже то, что Беглик Таш вырастает как-то неожиданно в окружении поля, ничто не предвещает, как говорится. Подходишь ближе и начинаешь понимать, почему именно это место было святилищем. Есть в нем что-то подавляющее, начинаешь чувствовать сябя почти физически песчинкой мироздания, как ни банально это звучит.





Буквально на подступах к святилищу видим чуть ли не наспех сколоченное строение. Оказывается, надо купить билет, чтобы осмотреть Беглик Таш. Юрий Васильевич ворчит: "Два года назад никаких билетов не надо было покупать. Не, я так не играю, вы идите, а я в машине останусь..."
Я вспоминаю незабвенного Остапа Бендера, организовавшего платный осмотр Пролома в " Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова. Нам дают что-то типа маленького буклета, в котором рассказано, какой камень чем служил. Потом я пожалела, что мы не взяли платного экскурсовода, но вот так. Как ни старалась, но обсерваторию и солнечные часы я не нашла, хотя везде пишут, что они там есть.

Есть предположение, что камни каким-то неведомым способом были доставлены в святилище. По крайней мере, археологи утверждают, что на них есть следы обработки. Я не могу себе представить, как, даже с помощью современной техники, можно притащить сюда вот эти громадины. Да еще и поставить их друг на друга!



Возникает ложное впечатление, если камни чуть толкнуть, то они упадут, слишком шаткое, на первый взгляд, их положение. А еще говорят, что нужно пролезть под верхним камнем, чтобы испытать себя. Может, мы бы и рискнули, но поздно об этом узнали.







Мы погладили жертвенный камень, археологи утверждают, что древние были некровожадными, приносили в жертву исключительно растительные продукты. А еще мы обнаружили трон, по очереди посидели на нем, Петр даже полежал...







Вообще ощущение от святилища неслабое, хочется вернуться туда и не раз. Походить в одиночестве, представить картинку...

Недалеко от Великой расположены горы Странджево. А в горах есть село Бродилово. Надо отметить, что в Болгарии до сих пор существуют кооперативы. А Бродилово знаменито еще и тем, что именно там распространено нестинарство. Нам повезло - мы попали на престольный праздник. Сельский стадион с простыми скамейками заполнен практически до отказа. Минуем импровизированные кафешки - как вкусно пахнет мясо, жаренное на углях.



Но нам надо занять места получше. Накануне мы с приятельницей Валентины Петровны Идой рассуждали: нестинарство - это мастерская мистификация, розыгрыш или что-то есть непознанное в нем? Ида вдруг говорит:
- Да ничего особенного, я тоже ходила по углям. Нестинарки после того, как продемонстрируют свое мастерство, приглашают людей из толпы пройти по углям. Ко мне тоже подошла, я ей говорю, мол, давайте я в обуви пройду. А она мне:"Нет, прожжешь!" Я с ней прошла аж дважды!
- И что?
- Ничего! Ожог со спичечную головку!
- А угли настоящие?
- Настоящее некуда!
Вот так выглядит стадион.


Впереди долгое-долгое действо, понимаю, что какая-то совсем народная и известная певица посетила праздник, но, увы, программки нет. Потом наинается нескончаемое хоро - несложный танец под довольно заунывные такие же нескончаемые куплеты. Валентина Петровна не выдерживает, присоединяется к танцующим. А я вдруг понимаю, что еще помимо терпения и выработанной привычки не предвосхищать события , помогло болгарам выжить во времена турецкого ига. Круг в хоро незамкнут - любой может присоединиться к танцующим, выйти из круга и снова войти в него. То есть - мы открыты, мы готовы тебя принять, но ты волен сам решать свою судьбу.







Темнеет. Догорает костер, я пробираюсь совсем близко к нему, чтобы своей мыльницей снять хоть что-то. Таких, как я, много, мы сидим на земле в ожидании, стараясь не мешать друг другу. Вот разгребают угли, круг довольно большой - метра три-четыре в диаметре, угли чуть- чуть подернуты пеплом, но жар от них мы хорошо чувствуем. Нестинаркам дают последние наставления, до этого они с иконами в сопровождении музыкантов обходят стадион. Я не совсем точно выразилась - сегодня по углям будут ходить двое, женщина и довльно молодой мужчина.





Через минуту-другую именно она как-то очень буднично, продвигаясь от края к центру, несколько раз пройдет по углям. Говорят, что мне повезло - редко кому удается так близко сфотографировать нестинарку.







Уезжаем.Горная дорога довольно коварна и неосвещена. Мы молчим - не хочется расплескать впечатление. Скажу только - костер настоящий, угли - тоже, а как ходят по ним - непонятно...

( Продолжение будет)

Путешествия

Previous post Next post
Up