Третий сезон "Рельсы" обещан в январе, но я уже давно хотел поделиться некоторыми мыслями по поводу "Рельсы" вообще, так что заодно и ожиданиями поделюсь.
Дело в том, что я рельсофан. Я пересматривал первый сезон, ну, много раз, я перечитывал мангу и сейчас пытаюсь осилить её в оригинале - потому что работа Камати и Фуюкавы вызывает у меня прямо-таки непреодолимую привязанность; и режиссёр обоих и грядущего третьего сезона аниме Нагаи Тацуюки - один из лучших режиссёров анимации современности - фантастически круто переносит её на экран.
Однако при всей своей любви не могу не заметить - кое-что экранизация упускает; да, я имею в виду филлерные арки, но предлагаю взглянуть на них с другой стороны.
По сути, это история о том, как спасением детей заменили развитие персонажа.
Если кто не знает (но вдруг хочет): сейчас в рельсоманге 5 крупных сюжетных арок (их можно разделить на меньшие, но для простоты я буду считать так). На момент съёмок первого сезона вторая арка ещё не была готова, и поэтому после первой арки придумали и поставили новую историю. Во втором сезоне ситуация повторилась - вторую арку манги перенесли на экран, а оставшееся время заполнили спасением очередного ребёнка.
Академия, напомню, крайне опасное для детей место.
Тут надо сказать, что если первый сезон в целом не то что не пострадал от отсебятины - он благодаря этой самой отсебятине получил одну из лучших экшн-сцен -
то второй, увы, удался несколько меньше: вторичность и отсебятине на пользу не идёт.
Но я сейчас немного не об этом.
"Рельса" не была бы "Рельсой" без Мисаки Микото, а Мисака Микото не просто лучшее, что есть во всей тоару-вселенной; для меня это величайшая героиня всего аниме и манги ever, японская Алиса Селезнёва.
Да, даже круче Навзикаи.
В первую очередь потому, что Мисака не просто превозмогает всякое и узнаёт новое, но и развивается и взрослеет в процессе, что характерно - единственная из центральных персонажей всех тоару-историй: Тома и Хокадзэ Дзюнко (героиня рельсового спин-оффа) с самого начала предстают перед читателем и зрителем рыцарями без страха и упрёка, а эволюция Акселя начинается с кулака Томы и кончается пулей в голову - в "Индексе"; в своей собственной истории он уже превратился в ворчливого Тому.
Но вернусь к "Рельсе": в первой же серии есть сцена, в которой образ Мисаки изменён, ну, я бы не стал говорить "необоснованно", но несколько нелогично.
Кто смотрел, те помнят, а кто не смотрел, тем я сейчас расскажу - в кульминации серии Мисака не вмешивается в работу Куроко - задержание грабителей, пока один из этих грабителей не решает по какой-то причине усложнить себе жизнь и взять в заложники ребёнка. На помощь ребёнку приходит Сатэн, грабитель оказывается муда не джентльменом...
...и Мисака его карает. Всё хорошо, справедливость торжествует.
Вот только в оригинале в этой сцене не было ни Сатэн, ни ребёнка:
Мисака, в общем-то умная и добрая девочка, стреляет в человека - который, конечно, всё ещё преступник, но уже никому не угрожает - за то, что он её толкнул и испачкал ей одежду. Причём стреляет на людной улице среди бела дня - ну, короче, это, мягко говоря, не героический поступок.
Я уж молчу о том, что в манге грабитель просто пытался уехать, а не собирался давить Мисаку, как это показано в сериале.
По сути, в аниме в этой сцене действует героическая Мисака из будущего, а не вспыльчивая Мисака из настоящего, которой ещё только предстоит стать героиней.
А героиней она как раз становится на протяжении трёх арок манги, и тут-то скрывается второй подводный камень экранизации - то, что в манге читается и воспринимается как единый непрерывный процесс, путь отчаяния и превозмогания, в аниме дважды прерывается филлерными арками - да, хорошо срежиссированными, да, с отличным экшоном, но, к сожалению, отчасти упускающими линию главной героини.
С Конго Мицуко, одной из милейших и обаятельнейших няш, получилось ещё хуже. У неё есть своя маленькая арка, даже арочка - и её развитие как персонажа в чём-то очень схоже с развитием Мисаки, но в несколько сжатом, ускоренном виде - однако в аниме её вводят раньше, соответственно её история растягивается, и от этого и динамика страдает, и характер площе получается.
Опять же, повторюсь, я не считаю, что режиссёр ошибся - у этих изменений есть цель и смысл, но всё-таки именно они мне в экранизации не нравятся. Впрочем, учитывая талант режиссёра и значимость роли Конго в третьей арке, я практически не сомневаюсь, что с ней всё будет хорошо.
Очень важна эта арка и для образа Мисаки - ведь именно во время "фестивальных" испытаний завершается закалка её характера и в некотором роде формирование мировоззрения. И, хотя в аниме Мисака уже, как бы это сказать, героизировалась, мне не терпится увидеть, как это будет решено в сериале.
Ну и, разумеется, не могу не отметить, что по накалу страстей и интересности сюжета арка "фестиваля" - это лучшая история из тоару-вселенной, которая мне известна, так что ожидания у меня ну очень высоки.