4. Старая Гагра свежим взглядом
Старая Гагра - довольно маленький кусок побережья. В сети легко можно найти кучу фотографий со стандартными видами достопримечательностей: колоннада, замки, фонтан, пристань... После 3-го посещения их просто не замечаешь.
Уделяя внимание мелочам, я старался находить изменения в знакомых пейзажах и нестандартные ракурсы.
Фонтан у Колоннады, работавший в предыдущие годы, огорчил: воды что ли не хватает в Гагре?
Многие здания в Гагре восстанавливаются. Ремонт добрался и до Зимнего театра, что напротив Колоннады. Ставят новенькие двери. Однако, по словам рабочих, после замены дверей перспективы ремонта туманны.
Красный зал, Синий зал, фойе, - все пока выглядит одинаково блёкло и грязно.
Маша ходила сюда маленькой девочкой на Новогодние елки, а, будучи постарше - в кино. В середине 80-х её папа с товарищем в течении полугода делали здесь последний большой внутренний ремонт.
У пирса отыскался привет из детства безмятежного.
Мозаика даже знаю откуда была отковырена...
...по соседству её полно.
Детская площадка после весеннего урагана.
В фонтанчике плавают черепашки. Но периодически они убегают и их ловят до самой пристани.
Где всегда есть, что поесть, где всегда весело и людно - это в "Араукарии".
Цвет ультрамарин в моде. Недалеко от этой двери тем же ярко-синим черепичным профилем недавно крыли одну очень заметную крышу. Безотходное производство. Кстати, сразу за дверкой кусты и отвесная скала.
Парадный вход на Медицинский пляж. Почему медецинский? В советское время здесь были раздельные пляжи для мужчин и женщин. Но нудистов в СССР не было. Поэтому те, кто хотел загорать голышом, попадали сюда по медицинским направлениям.
Пляж был отделен забором, но со стороны моря можно было заплывать с соседних пляжей. Или, забравшись на мол, смотреть через забор. Этим, конечно, пользовались местные мальчишки.
Один мальчишка настолько любил это дело, что, подглядывая, окаменел, да так и стоит до сих пор в кустах.
Досуг в полуденное время.
Гагрский Приморский парк до начала 90-х был красой и гордостью всего побережья. В штате сотрудников, кроме садовников, были должности флористов и дендрологов. Велась научная работа. Каждое дерево имело свою уникальную табличку с номером. Школьники на практике выпалывали травку на обочинах дорожек, аккуратно засыпанных белым гравием.
Система каналов и фонтанов-прудов была заложена еще при строительстве парка в начале XX века. Вода поступала по водоводу с горы. Под набережной через пляж выходили несколько стоков в море. Благодаря постоянному течению водоемы не заболачивались.
Сейчас парк обслуживают три человека.
Если кто-то подумал, что это в парк привезли биотуалеты, ошибается.
Их увозят!
Раньше этот неказистый домик вмещал в себя: ресторан, магазин Промтовары, кафе Мороженое, чебуречную... А на втором этаже, как и сейчас, жили люди.
Тарас Костров - это имя сегодня мало что кому говорит. Когда-то оно гремело на всю страну.
Конечно, это партийный псевдоним. Александр Мартыновский родом с Украины, хотя место рождения - читинская тюрьма. 19 сентября 1930 года все центральные газеты печатают скорбные материалы в связи с кончиной первого редактора "Комсомольской правды" 29-летнего Тараса Кострова.
Слова из известинского некролога: "...Этот человек родился в тюрьме и с молоком матери впитал в себя ненависть к царизму. Родители были меньшевиками, а сын - большевиком. Большевиком он стал в момент, когда на рабочем митинге крикнул по адресу своей матери: "Гнать эту старуху-меньшевичку из рабочих рядов!".
Фанатизм так же безграничен, как и непредсказуем. Тараса Кострова убрали из "Комсомолки" в 1928 году за... выступления против линии Сталина. Дали поруководить журналом "Молодая гвардия", потом убрали и оттуда. Скоропостижная смерть в Гаграх от скарлатины в сентябре 30-го спасла его от неминуемой расправы в 37-м.
http://www.izvestia.ru/news/317285 Комсомольский парк - одно из знаковых мест советской Старой Гагры. Центральную аллею с игрушечными фонтанчиками, яркую, ухоженную на каждом сантиметре, можно увидеть на открытках разных лет.
Здесь всегда было особенно много детей, гуляющих с родителями и бабушками.
Детишки любили посидеть в бамбуковых беседках, покачаться на скамейках-качелях, побегать вокруг фонтанов.
В глубине парка вечерами было не так официально и шумно-людно, как в соседнем Приморском с его кафе и кинотеатрами. Зато днем на ухоженных газонах, под навесом тенистых крон, вместо пляжа, располагалась прохладолюбивая часть курортников.
Десятки людей, проходящие на пляж по живописной тенистой дорожке мимо очередных развалин и невзрачной глухой стены, и не подозревают о том, что камни этой кладки составляли когда-то стену тюремной ограды.
По соседству с бывшим зданием тюрьмы ещё развалины. Когда-то здесь была столовая. Не кафе, а именно столовая, где кормили вкусно и недорого.
Она пользовалась особой популярностью в течение дня. Отдыхающие, живущие в ущелье, и даже из санаториев, приходили сюда пообедать. А после располагались прямо тут, рядом, на траве под тенью платанов. Потом, не заходя домой, шли опять на пляж уже до вечера. Принято так было "жить" на пляже, чтобы не пропустить ни минуты отпускного времени.
Фото с сайта
Pastvu.1965 г.
А здесь, что же такое строят в парке, на берегу моря? Очередную гостиницу? Ресторан? Оказывается - завод! Правда ПИВзавод. Конечно, с залом дегустаций.
Еще ближе к морю - ресторан, который построен на фундаменте и руинах стен принцевской водолечебницы.
Если говорить о времени, когда Абхазия проникла в мое сердце, то это 10 дней августа 2002 года, проведенных в санатории "Украина". А, если говорить о дне, даже моменте, когда я полюбил эту страну, то это - день, проведенный с клубом "Нептун" во главе с его бессменным инструктором и организатором Юрой.
И восемь лет спустя все по прежнему: погружение по группам, а для вынырнувших - морской стол с вином, чачей и рассказами Юры о его приключениях
Тут же, недалеко, вокруг заросшей поляны-дворика в крепости Абаата - заброшенные каменные корпуса. В начале XX в. груды камней от старых полуразрушенных построек древней крепости были использованы для нового строительства, превратившись в гостиницу "Приморскую", а впоследствии пансионат "Жоэквара".
Отслужив в этом качестве очередной вековой жизненный цикл, древние камни неторопливо ждут нового применения для себя. Ведь в их вечном существовании пара десятилетий почти ничего не значит.
Этот мальчик сейчас работает в Гагрской больнице хирургом. Очень уважаемый человек.
По сравнению с крепостью IV века, Замок принца, которому "всего" 100 лет, просто юноша.
Вполне себе в итальянском стиле!
Не часто на площади увидишь одновременно такой богатый выбор маршрутов.
Эта башенка нередко встречалась на советских открытках. Но теперь с дороги она почти не видна из-за растительности.
Элементы точь в точь такой решетки были встречены нами в Жоэкварском ущелье, в 4 часах ходьбы. Там эта решетка выполняет вполне определенную миссию, которой будет посвящена отдельная серия. А что она делает около ресторана Гагрипш?..
С верхней дороги я первый раз посмотрел на Павильон. Все, как на ладони.
И Чегем - вот он, прямо под нами.
Рядом госдача - наверное, секретный объект. В простонародии - дача Ткачева.
Именно это здание 1935 года постройки изображено в БСЭ, в статье о Гагре.
>> 5. Гагра: на другом краю.
<< На главную