*** Да, конечно, эра «электро-поп» музыки уже позади, и из акустических систем и радио-приёмников представителей нового поколения всё чаще можно услышать то громкий рёв металлических гитар, то бешенные ритмы клубной рэйв-молотилки, то скороговорку чернокожих жителей криминальных кварталов американских мегаполисов, но хочется всё же с уважением вспомнить этих пусть не таких амбициозных, но обаятельных, скромных и не менее великих тружеников синти-поп цеха.
Безусловно пионерами синтезаторной поп-музыки следует считать немцев из Дюссельдорфа - Kraftwerk, которые уже в начале 70-х годов прошлого века извлекали из своих «инопланетных» по тем временам инструментов ни на что не похожие звуки, при том оставаясь поп-группой, любимой массами и уважаемой профессионалами от музыки. Надо сказать, что Ральф Хюттер (Ralf Hutter) и компания до сих пор радуют довольно интересными и крепкими пластинками, а последнее время ещё и активно гастролируют. Что ж, пожелаем им удачи и дальнейших творческих успехов.
Kraftwerk
*** 80-е явились настоящим пиком рассвета электронной поп-музыки. Это, конечно, связано с развитием синтезаторо-строительного рынка, рост и разнообразие которого привели к значительному удешевлению и доступности очень дорогих в прошлом электронно-музыкальных инструментов. В палитре композиторов, аранжировщиков и исполнителей появились ни на что не похожие музыкальные тембры, которые сегодня конечно слушаются весьма однообразно и где-то даже примитивно. Но тогда это было нечто невообразимое, и только ленивый в те годы не опробовал в своём творчестве культовый японский синтезатор Yamaha DX7, который и стал олицетворением синти-поп звучания 80-х. Перечислить имена знаменитостей той эпохи в рамках данной статьи не представляется возможным, потому как имя им - Легион. Это и Camuflage, которым по почти единогласному мнению профессиональных критиков многими творческими находками обязаны такие мэтры, как Depeche Mode, и английский дуэт Pet Shop Boys и конечно же так полюбившиеся на просторах СССР Erasure.
“ История началась более двадцати лет назад, когда основатель Yazoo, The Assembly и "главных новых романтиков" Depeche Mode дал рекламное объявление в музыкальных изданиях. 21-летний Энди Белл (Andy Bell), профессиональный мясник, работавший на мясокомбинате, был на прослушивании для нового проекта Винса Кларка (Vince Clarke) 41-м претендентом. В результате, Кларк и Белл создали группу Erasure, и работают по сей день вместе, без каких-либо разногласий.” (по материалам сайта erasure.ru).
Erasure
Pet Shop Boys
Не хотелось бы незаслуженно обойти стороной и такого видного деятеля евро-поп музыки 80-х как Дитер Болен. Талантливый композитор-песенник, трудоголик, на счету которого сотни песенных хитов для множества знаменитостей тех лет. Можно составить огромнейший список проектов и исполнителей, которые среди своих песен имеют хотя бы одну, написанную Дитером Боленом. Наиболее известный в современной России проект Болена - конечно же созданный им в 85-м Modern Talking, в составе которого на пару с красавчиком - сердцеедом, обладателем ангельского голоса Томасом Андерсом он объехал весь мир и продал миллионы пластинок. Не менее известны более взрослому слушателю подопечная Болена CC Catch, так часто посещающая нашу страну последнее время, и проект Blue System.
Modern Talking
C.C. Catch
*** Автор так же находит уместным отметить и электро-поп коллективы бывшего СССР, которые под час были (чего уж греха таить) единственным источником, знакомящим нашего слушателя с западными музыкальными тенденциями, т.к. «настоящих звёзд» среднестатистический советский меломан (даже само это словосочетание вызывает улыбку) мог лицезреть лишь один раз в год - 1го января в программе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», и-то, если посчастливится не уснуть до 4х часов утра - эдакий «новогодний подарок» от советского правительства. И сам автор именно благодаря этой программе впервые в далёком 1985-м соприкоснулся с творчеством Modern Talking, Depeche Mode, Secret Service.
Так вот, СССР хоть и с ощутимым отставанием, но всё же подхватывал свежие музыкальные идеи мировой музыкальной общественности. Так в середине-конце 80-х в Союзе появилось достаточно много ярких и своеобразных исполнителей ни в чём не уступающих заграничным собратьям. Перво-наперво конечно хочется отметить по настоящему, не побоюсь этого слова, культовый проект «Ласковый май». Коллектив по своему уникальный, поскольку все его участники были воспитанниками детских домов. Стремительный взлёт «Мая» в первую очередь обусловлен незаурядным продюсерским талантом руководителя проекта Андрея Разина, который в течении полугода сделал из ребят звёзд всероссийского масштаба, какому могли позавидовать даже такие безусловные короли советской эстрады как Юрий Антонов и Алла Пугачёва. Тысячи поклонниц и постоянные гастроли по городам и весям только усиливали популярность группы. Надо отдать должное и музыкальному таланту Андрея, чьи шлягеры буквально с первых секунд хотелось подпевать вслед за бессменным лидером ансамбля Юрой Шатуновым. Невозможно было пройти по улице, не услышав из окна студенческого общежития или музыкального киоска: «Кто выдумал вас растить зимой о, белые розы?…»
Ласковый Май
Было бы не справедливо не уделить внимание и такому не менее популярному коллективу «перестроечного» СССP, как «Мираж». Основатель «Миража» - талантливый композитор, аранжировщик и звукоинженер Андрей Летягин. Андрей не гнался за славой подобно своему тёзке и коллеге по цеху Андрею Разину. Он уделял внимание в первую очередь музыкальной стороне проекта. В ансамбль были приглашены две одарённые вокалистки: студентка московской консерватории (!!!) Маргарита Суханкина и участница самодеятельного коллектива Наталья Гулькина, чьи голоса и по сей день нельзя спутать ни с одним из расплодившихся на почве бесконечных «фабрик» псевдо-талантов. Музыканты работали без устали, и в скором времени уже был готов магнито - альбом буквально напичканный хитами. Напоминать их и по сей день не нужно. Это и завораживающе-современная «Видео-Видео», и романтическая «Звёзды нас ждут сегодня» и буквально пронизанная любовью к своему делу и друзьям по коллективу «Музыка нас связала»
Мираж
***
Современная танцевальная вечеринка
Новый музыкальный и календарный век произвёл на свет множество новых стилей и направлений так или иначе основанных на синти-поп стиле. Наиболее ярким, пожалуй явился стиль «электро-клэш», вернувший изголодавшемуся после электронной техно-агрессии слушателю, простые песни с незатейливой, но запоминающейся мелодией, исполненной под мягкое стрекотание старинных ритм-машинок и синтезаторов. К сожалению, ничего революционного новые техно-романтики изобрести так и не сумели, но видимо в данном случае этого и не требовалось. Ведь для революции нужно, чтобы одна половина не хотела, а другая, соответственно не могла. Что бы не быть излишне навязчивым, предоставляю читателю самому решить для себя, кого отнести к той или иной половине.
И хотя сегодня век синти-попа позади, всё же почему-то по телу пробегает приятная дрожь, когда случайно по какой-нибудь новоиспечённой «ретро» радио станции слышишь: “И снова седая ночь, и только ей доверяю я, знаешь, седая ночь, ты все мои тайны……..“
С.Ш.
Санкт-Петербург , 15-е ноября, 2006