Запись опубликована
Спротив. Пожалуйста, оставляйте
комментарии там.
Елена Голубь - малый предприниматель из Киева, которая, 23 февраля 2011 года, вместе с Партией Народный порядок и редактором оппозиционного интернет-издания «Спротив» Вадимом Гладчуком, обратилась в суд с требованием отмены незаконного решения Киевского городского совета № 413/5225 о запрете продажи пива и табака в МАФах (временных сооружениях общей площадью менее 40 кв. м) от 23 декабря 2010 года.
- Елена, расскажите, пожалуйста, в общих чертах о своем бизнесе. Как давно занимаетесь предпринимательской деятельностью?
Предпринимательской деятельностью я занимаюсь вот уже двенадцатый год (с 1999 года). На сегодняшний день у нас 20 торговых точек в городе Киеве. Средний метраж торговой точки составляет 5-6 кв. м. Начинала я с продажи исключительно табачных изделий. Но, в связи с высокой конкуренцией, - количество специализированных киосков резко увеличилось, - со временем стало очень сложно торговать только сигаретами. К тому же, с каждым годом повышались аренда и платежи по налогам. Как следствие, чтобы заплатить все налоги государству стали нужны большие доходы. Поэтому мы были вынуждены внедрять в продажу также пиво, жевательные резинки, сладости, что в общей сложности составило 10 - 15 % от всей нашей реализации. Но основным товаром, все-таки, до сих пор остаются табачные изделия. А также, конечно, пиво, благодаря которому мы в последнее время и держимся «на плаву».
- Сложно ли было вначале? И с какими трудностями пришлось столкнуться, когда основывали свой бизнес?
Начинать что-то всегда тяжело. Но, как говорится, главное - начать. А дальше это все уже затягивает, как болото. Я считаю, что в нашей стране все возможно, если только у вас есть большое желание. В этой жизни можно преодолеть все.
Какой процент составляет прибыль от продажи пива и сигарет? Какая динамика их продаж на протяжении года?
До 90 % нашего дохода мы получаем благодаря продаже пива и сигарет. Зимой, естественно, больше продаются сигареты, но это лишь на фоне того, что пива покупают гораздо меньше. Вот сейчас уже начинается сезон активных продаж: пиво и вода становятся нашим основным товаром. Ближе к лету соотношение продаж пива и сигарет уже выглядит как 50 на 50 %.
- Большая ли у Вас семья? Кто ее материально обеспечивает? И чем, для Вас лично, может обернуться данное незаконное решение Киевского городского совета?
Для меня данное незаконное решение Киевсовета равноценно тому, что меня просто-напросто насильно выгоняют на улицу с работы, которой я занимаюсь уже 12 лет. Я содержу своих детей и свою семью. Со мной работают мои свекровь и свекор, тетя и дядя. Они убирают и следят за порядком вокруг киосков (вывоз мусора, покраска). Также у меня есть 2 помощницы - бухгалтера. Мой отец доставляет воду в киоски. Мои родители и родители мужа - пенсионеры, но работают вместе с нами. У меня двое детей: 6 и 15 лет, необходимо оплачивать их садик и школу. Также мы исправно платим коммунальные платежи.
Если же данное решение не отменят, я просто не смогу это все тянуть. Возникает вопрос: куда я пойду работать на сегодняшний день? Хоть у меня и высшее образование, я - бухгалтер-аудитор. Но я привыкла работать сама на себя, я не привыкла работать на кого-то другого. Я сумела организовать бизнес. Когда я его основывала не существовало никаких запретов и ограничений. Все происходило спокойно и согласно закону. И это правильно, я считаю. Потому что стоит только что-то запретить, например, определенный вид бизнеса, он тут же переходит в тень. Люди продолжают работать, но только не платя налоги. Как следствие - не поступают средства в бюджет и практически останавливается вся экономика, в частном случае - экономика города. А ведь это никому не выгодно.
- Насколько сильно данное решение Киеврады, на Ваш взгляд, может ударить по самому бизнесу?
Лишить меня работы означает лишить поступлений бюджет страны и города (ведь я оплачиваю все патенты, лицензии, ПДВ, акцизные сборы, хмельной сбор, налоги на заработную плату, подоходный налог). В сумме налогов государству за один только киоск я плачу шесть с половиной тысяч гривен в месяц!
Даже, если взять как пример мобильную связь - я прекращу разговаривать по мобильному телефону. Я прекращу покупать бензин. Ведь это просто станет мне не по карману и не будет в этом никакой необходимости. Власти хотят убрать меня, как маленькую единицу экономики, но ведь все и начинается с подобных единиц. Помимо того, что я сама себе создала место работы, у меня работают еще 30 человек. Я одна это все организовала и вокруг меня находится целая система, которой я приношу доход. Если меня лишить этого бизнеса, вся эта система резко разрушается.
Я не могу понять, почему власть цепляется именно к малым предпринимателям, которые пытаются реализоваться своими собственными силами?
- Известно ли, чем юридически обосновывается это решение?
Насколько я знаю, согласно Закону Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» местом реализации табачных изделий является торговое помещение (здание) без ограничения площади, а для алкогольных напитков - помещение с торговой площадью не менее 20 кв. м. Однако, решением Киевского городского совета была запрещена торговля алкогольными напитками и табачными изделиями во временных сооружениях общей площадью менее 40 кв. м.
Если вдуматься в это решение, то я до сих пор не могу понять, с какой стати они определили площадь как 40 кв. м? Где, в каком документе, регламентируется эта самая норма по ограничению площади, на основании которой было принято это решение? Неизвестно.
И еще: где в городе Киеве можно сегодня увидеть киоски по 40 кв. м?
К тому же в Киеве сейчас не слишком много киосков. Если количество МАФов увеличить, то возрастет конкуренция, следовательно будут снижены розничные цены.
- Как решились подать иск против решения Киевсовета? Кто Вас подтолкнул к этому?
На сегодняшний день очень сложно найти предпринимателя, который правильно ведет свой учет, исправно платит налоги, и документы которого оформлены надлежащим образом. Я стараюсь всеми силами работать официально, но, как известно, в нашей стране так работать очень тяжело. За документы на каждый киоск я заплатила деньги, у меня все оформлено по закону: на каждый киоск имеется свой пакет документов. Поэтому я не побоялась обратиться в суд. У меня есть хорошая подруга - предприниматель Наталия Герасименко, которая общается со многими предпринимателями. Именно она и обратилась ко мне с просьбой подать от моего имени в суд.
- Как случилось, что в иске одним из истцов фигурирует Партия Народный порядок?
Именно эта партия и была инициатором подачи иска в суд. Вадим Гладчук, глава секретариата Киевской городской организации ПНП и редактор оппозиционного интернет-издания
sprotiv.org нашел меня через предпринимателя Наталию Герасименко. Большая его заслуга состоит в том, что именно он все это организовал: проводил консультации и привлекал юристов. Могу сказать, что он очень умен в этом плане. Как юрист, я не очень сильна. Поэтому без его помощи я, конечно же, просто не обошлась бы. Ведь очень сложно сориентироваться сразу во всех законах. Нужно просто их знать.
- Принимали ли участие в акциях протеста и митингах против решения Киевсовета?
Конечно, я приходила на акции протеста. Не могу сказать, что на все, потому как характер работы такой, что все держится на мне одной, и везде я должна успеть побывать. Но я всегда поддерживала эти акции. Вплоть до того, если не пойду я - пойдут мои работники, мои родственники.
- Недавно стало известно о том, что прокуратура Киева, после соответствующей проверки, опротестовала это решение Киевского городского совета. Как Вы восприняли эту новость и как теперь оцениваете свои шансы в суде?
Конечно же, мы были очень рады и счастливы узнать эту новость. Но все ровно, впереди нас еще ждет суд и мы просто должны его выиграть.
Очень сложной сейчас является сама ситуация в Киевсовете (идет внутренняя борьба: никак не разберутся между собой Александр Попов и Олесь Довгий). А мы ведь все зависимы от них. Можно сказать, что постоянно мы находимся в стрессовом состоянии: мы и работать нормально не можем теперь, потому как должны бегать по судам, изучать законы. И энергия направляется совершенно не в ту сторону.
Но, я верю и знаю, что справедливость, все-таки, будет на нашей стороне.
Общалась Алиса Мотошина, sprotiv.org