Почему Украине не нужен закон о внутренней торговле?

Jan 16, 2013 10:32


Запись опубликована Спротив. You can comment here or there.


На последнем заседании Кабмина Николай Азаров объявил о решении в течение месяца доработать проект закона «О внутренней торговле», который в декабре пришлось отозвать из Верховной рады «ввиду явной бесперспективности принятия». Премьер дал понять, что ключевые положения отозванного законопроекта - ограничение отсрочки платежа и запрет платы за маркетинговые услуги - сохранятся и в обновленном документе. Они, полагает Азаров, позволят «обеспечить защиту отечественного производителя и потребителя» от диктата розничных сетей.

Опыт России

Такие же надежды российские чиновники возлагали на закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году. Он тоже содержит ограничения на отсрочку платежа, предоставляемую поставщиком, и плату за маркетинговые услуги, взимаемые торговыми сетями. Председатель ответственного за закон комитета Государственной думы тогда обещал: в течение пяти лет новый закон приведет к снижению розничных цен на 40%, в том числе на 15% в первый год своего действия. На похожую цифру намекала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС): «розничная цена формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок…», но и из дополнительных выплат (бонусов, штрафов, маркетинговых услуг) в размере «от 5 до 40% от объемов» поставок. Мол, без этих дополнительных выплат цены были бы ниже на те самые 5-40%.

Были и скептики. Ведущие российские экономисты, предостерегая депутатов Госдумы, в открытом обращении заявили: принятие закона о торговле нанесет «огромный ущерб потребителям, предприятиям торговых сетей, их поставщикам». Депутаты, впрочем, к ним не прислушались.

Три года спустя Минэкономразвития России подготовило доклад о том, что принес стране закон о торговле. В докладе нет ни слова о том, что закон позволил снизить цены - на 40%, на 15% или хотя бы на 5%. Зато со ссылкой на авторитетного исследователя розничной торговли Вадима Радаева отмечено: «О смягчении требований [к поставщикам] говорят 2-3% ритейлеров и поставщиков… на ужесточение требований указывают 24%». О том же говорит и председатель правления одной из ведущих ассоциаций поставщиков Максим Протасов: «Положение поставщиков не изменилось или ухудшилось».

Факты подтвердили правоту скептиков, но оптимизм сильнее фактов. «Закон не лампочка, он не включается щелчком», требуется время», - прокомментировал неутешительные результаты внедрения закона его идейный вдохновитель и один из руководителей ФАС Тимофей Нижегородцев. «Важно соблюдать спокойствие» и не поддаваться на призывы отменить закон, призвал он к выдержке, и вскоре инициировал внесение в правительство поправок, которые закон ужесточают.

Нижегородцев прав. Закон о торговле действительно оказался не похож на лампочку. Лампочка, которая горит вполсилы, приносит свет. Закон о торговле еще не вполне «включился», а уже «потемнело».

Тревожное предупреждение

Можно возразить, что «потемнело» не благодаря закону, а вопреки нему. Прекрасный довод! Но его справедливость можно проверить. Например, сопоставить динамику цен и объемов продаж в товарных категориях, в которых дополнительные выплаты до принятия закона были распространены, с остальными товарными категориями.

При необходимости нужно сделать поправку на действие и других факторов. Если влияние закона, пусть и небольшое, было, оно будет обнаружено. Именно так произошло в американских военторгах, где по инициативе Министерства обороны с 2002 года был введен запрет на маркетинговые бонусы. Военные есть военные - запрет «включился одним щелчком». Однако, как установил экономист Джошуа Райт (сейчас один из руководителей американского антимонопольного органа, FTC), этот запрет привел к повышению цен на 4% и снижению объема продаж на 13%. Тревожное предупреждение для потребителей и поставщиков!

Если бы в России появилось исследование, подобное работе Райта, по всей видимости, это развеяло бы сомнения в том, что проблема в самой идее закона, а не в непоследовательности и неполноте ее воплощения. Но такого исследования нет. Инициаторы закона из ФАС не спешат воспользоваться своим правом запрашивать у торговых сетей обязательные для предоставления данные, а страдающие от закона торговые сети не откликнулись на просьбу Минэкономразвития сделать это добровольно.

Сколь бы мало российские чиновники и ритейлеры ни ценили возможность аргументировано разрешить спор о последствиях закона, в его разрешении должны быть заинтересованы украинские парламентарии и Кабинет министров. Работа над законопроектом «О внутренней торговле» идет четырнадцать лет. Если еще месяц посвятить изучению того, как аналогичный закон работает в соседней стране, это может дать больше ясности, чем все предшествующие дискуссии. В противном случае велик риск приобрести лампочку, от которой темнеет.

Вадим Новиков, член Экспертного совета при правительстве России

ТОП-публікація, Азаров, СТАТТІ, закон о внутренней торговле, Економіка, Николай Азаров

Previous post Next post
Up