«Витина тыща» меньше «Юлиной» в 1,5 раза. Но вреда от нее больше

Mar 13, 2012 21:59


Запись опубликована Спротив. You can comment here or there.


Это безнадежное дело начал Кучма, творчески продолжила Тимошенко, тупо завершает Янукович. Озвученная на прошлой неделе президентом Виктором Януковичем инициатива о возобновлении выплат компенсаций вкладов в «Сбербанке» бывшего СССР не могла не привлечь внимание общественности.

И не вызвать ряд непростых для власти вопросов. Тем более, что законодательно закрепленная еще в 1996 году идея возврата этих вкладов была, мягко говоря, непродуманной изначально.

Обыкновенный популизм

Напомним, Закон Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» был подписан президентом Леонидом Кучмой 21 ноября 1996 года. В нем предусматривалось, что «сбережения граждан восстанавливаются в соотношении 1 рубль сбережений на 1,05 гривны по состоянию на 1 октября 1996 года».

Сумма, подлежащая компенсации по вкладам на 1 января 1992 года, получилась в размере 131,96 млрд. грн. При этом в Законе указывалось, что «дальнейшая компенсация сбережений граждан осуществляется при выдаче вкладов, страховых взносов, погашении ценных бумаг в соответствии с индексом инфляции».

Во-первых, логика этого документа сильно «хромала» в части социальной справедливости. Поскольку совершенно непонятно, почему все подряд украинские налогоплательщики (работающие украинцы) обязаны компенсировать кому-то потерю сбережений в «Сбербанке», если они нисколько не повинны в этой потере. К тому же, осуществлять данные выплаты предполагалось в течение многих лет, а с каждым годом в ряды украинских налогоплательщиков вливалось все больше молодых людей, которые начали трудовую деятельность не в СССР, а уже в независимой Украине.

Во-вторых, любому грамотному экономисту еще тогда было очевидно, что исполнение данного закона невозможно априори. Две цифры для сравнения: сумма компенсации вкладов на конец 1996 года - 132 млрд. грн., доходы Государственного бюджета Украины за 1997 год - всего 17 млрд. грн. Кроме того, инфляция в Украине, за исключением нескольких лет, была очень высокой - более 10% в год. Поэтому сумма полагающихся к возврату денег согласно упомянутому закону росла с каждым годом стремительными темпами.

К примеру, 132 млрд. грн. долга по состоянию на 1 октября 1996 года превратились за счет существующей в Украине инфляции на 1 января 1998 года примерно в 150 млрд. грн., на 1 января 1999 года - в 180 млрд. грн., на 1 января 2000 года - в 215 млрд. грн., на 1 января 2001 года - в 270 млрд. грн.

Тогда как украинские правительства выполняли закон о компенсациях вкладов «Сбербанка» СССР очень «скромными» темпами. Так, в следующие пять лет после принятия Закона (за 1997-2001 годы) было выплачено всего 457 млн. грн. - что почти ничего по сравнению с резко возросшей за счет инфляции суммой долга.

В бюджете на 2002 год сумма на данные компенсации была несколько увеличена - 500 млн. грн. (по 50 грн. на выплаты всем вкладчикам и по 150 грн. - наследникам умерших вкладчиков). Но все равно это очень маленькая цифра по сравнению с общей величиной компенсации.

Гораздо существеннее решила повысить сумму возврата потерянных сбережений в 2008 году премьер-министр Юлия Тимошенко - по 1 тыс. грн. каждому вкладчику. Однако по сравнению с 1 октября 1996 года потребительские цены в первой половине 2008 года (когда велись выплаты «Юлиной тыщи») повысились приблизительно в 4 раза. Поэтому к возврату подлежало на тот момент около 500 млрд. грн.

На сегодня же, с учетом всех прежних выплат и с учетом, что потребительские цены выросли с октября 1996 года в 6 раз, сумма возврата вкладов согласно упомянутому Закону составляет уже более 700 млрд. грн.

Конечно, всё это теоретически. А практически, на что, надо полагать, очень надеялась власть, долг по потерянным вкладам окажется намного меньшим - очень многие бывшие вкладчики уже умерли, а их сберкнижки или затерялись, или были выброшены наследниками; также многие бывшие вкладчики не пойдут получать причитающиеся им деньги из-за унизительных очередей в банках и по различным другим причинам. Например, экс-министр финансов Пинзеник как-то заявил, что он из принципиальных соображений не станет получать данные компенсации, хотя на его счетах в «Ощадбанке» числится около 25 тыс. грн.
Янукович не просто наступил на грабли

Однако вернемся к недавней инициативе президента и поглядим - «под каким соусом» он ее подал. «Предыдущее правительство остановило программу возврата сбережений вкладчикам «Ощадбанка». Однако осталось большое количество граждан, которые не смогли получить обещанной компенсации в 1000 грн. К таким гражданам относится больше 6 млн. Государство должно исполнять свои обязательства. Поэтому начиная с 1 июня и до конца года эта часть долга должна быть возвращена», - заявил, в частности, В. Янукович.

Логика президента отнюдь не безукоризненна, но, по крайне мере, понятна. Он мог бы потребовать от правительства в зависимости от возможностей выплатить вкладчикам любые суммы - скажем, по 500 грн., или по 2 тыс. грн., или по 5 тыс. грн. Однако В. Янукович не стал ничего «придумывать», посчитав, что, якобы, будет справедливо выдать по 1 тыс. грн. тем, кто не смог получить такую же сумму в 2008 году при правительстве Ю. Тимошенко.

Но в том-то и дело, что социальная справедливость в таком случае будет существенно нарушена. Дело в том, что 1 тыс. грн. в начале 2008 года и 1 тыс. грн. сейчас - это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Виной тому инфляция в Украине.

Здесь нетрудно подсчитать конкретные цифры. Инфляция с января 2008 года (когда началась выплата «Юлиной тыщи») по март 2012 года составила 57,4%. То есть, за то количество товаров и услуг, которые можно было купить в январе 2008 года на 1000 грн., в марте 2012 года потребуется 1574 грн.

Поэтому с точки зрения справедливости сейчас нужно увеличить «вожделенную» тысячу более чем в полтора раза. А если учесть, что в 2010-2011 годах официальная инфляция безбожно занижалась правительством Николая Азарова, то для обеспечения паритета покупательской способности «Юлина тыща» должна быть в этом году увеличена вообще вдвое.

Подкуп избирателей за их же счет

Кроме того, нельзя не обратить внимания на еще два обстоятельства.

Первое. Когда начались выплаты по 1 тыс. грн. вкладчикам согласно решению Ю. Тимошенко (с января 2008 года), экономика Украины росла довольно высокими темпами - за 2007 года прирост ВВП составил 7,6%, а за I квартал 2008 года - 8,5% (причем, на тот момент еще никто в мире не знал, когда точно разразится глобальный кризис и насколько он будет глубоким). Кроме того, украинское правительство тогда имело довольно небольшие внешние и внутренние долги, которые не наращивались до наступления кризиса.

А в 2012 году темпы роста украинской экономики значительно снизятся по сравнению не только с показателями 2007 и первой половины 2008 годов, но и даже по отношению к не столь успешным показателям 2010 и 2011 годов. Более того, есть высокая вероятность того, что в случае неблагоприятных внешних факторов украинская экономика в текущем году и вовсе не вырастет ни на процент или даже уйдет в минус.

При этом, нынешнее правительство сейчас продолжает быстро увеличивать как внутренние, так и внешние долги (как и в 2010-2011 годы). И берет оно эти займы под очень высокие проценты. Например, на последних аукционах по размещению ОВГЗ (6 марта) правительство залезло в долг еще на 2,5 млрд. гр. При этом, ставки по гривневым ОВГЗ составили в зависимости от сроков погашения от 12,75% до 15,0%, а по валютным ОВГЗ - 9,3%.

Таким образом, сейчас, когда властью стремительно наращивается государственный долг, с экономической точки зрения невозможно объяснить инициативу дополнительных, да еще и столь крупных, социальных выплат - тем более, сомнительных компенсаций обесцененных вкладов.

Получается, отдадим сейчас вкладчикам 6 млрд. грн., для чего займем эти деньги под высокие проценты? А возвращать потом долги придется за счет госбюджета - то есть, из кармана тех же самых, ранее уже обманутых властью, вкладчиков?

Второе. Ю. Тимошенко начала возвращать вкладчикам по тысяче в январе 2008 года, когда до будущих выборов было еще 2 года. Тем не менее, тогдашние оппоненты в лице, в первую очередь, Партии регионов во главе с В. Януковичем обвинили ее в предвыборном популизме.

Но теперь президент огласил свои, по версии Н. Азарова, «исторические» социальные инициативы, включая «Витину тыщу», со стартом их исполнения всего за несколько месяцев до парламентских выборов. В связи с чем, а также с учетом первого обстоятельства, нет ни малейших сомнений в том, что эти решения являются именно «гречкой» под выборы для народа от власти. При этом такой неуклюже завуалированный подкуп властью избирателей будет осуществлен исключительно за бюджетные средства. То есть, за народные деньги.

Надо, к тому же, отметить, что В. Янукович в данном случае использует свой прежний опыт. Точно так же перед президентскими выборами 2004 года, будучи главой правительства, он распорядился с сентября месяца осуществлять за счет бюджета доплаты до прожиточного минимума всем пенсионерам. Не заботясь о том, что в бюджете 2005 года средств на эти выплаты не было, и что в стране наступит абсолютная пенсионная «уравниловка». И эту, заваренную тогда В. Януковичем «кашу», потом пришлось «расхлебывать» следующим правительствам.

Юрий Глухов

Сбербанк, причины девальвации, возобновление выплат компенсаций вкладов, Юлія Тимошенко, ОВГЗ, вкладчики, популізм, Тимошенко, сбережения граждан, девальвация гривни, псевдореформи Януковича, О государственных гарантиях восстановлен, Юлина тыща, СТАТТІ, Кучма, псевдореформі Януковича, ВВП, государственный долг, Янукович Віктор, інфляція, Витина тыща, Економіка

Previous post Next post
Up