Запись опубликована
Спротив. You can comment here or
there.
Закон Министерства образования и науки Украины «О высшем образовании» подвергся критике в Главном научно-экспертном управлении Верховной рады Украины.
В выводе управления, доступном на сайте ВР, сказано, что по сравнению с действующим законом Украины «О высшем образовании» законопроект содержит ряд новаций, которыми предусматривается, в частности:
1) расширить полномочия центрального органа исполнительной власти в области образования;
2) закрепить внешнее независимое оценивание
3) уточнить порядок вступления в высшие учебные заведения;
4) ликвидировать уровни аккредитации (I-IV) высших учебных заведений;
5) ликвидировать образовательно-квалификационный уровень «специалист»;
6) ввести новый образовательно-научный уровень и научную степень «доктор философии» и приравнять к нему научную степень «кандидат наук»
7) исключить статьи и положения, которыми определяются полномочия Высшей аттестационной комиссии Украины
8). повысить статус колледжа;
9) расширить автономию и самоуправление высших учебных заведений;
10) установить, что размер платы за обучение для лиц, обучающихся за средства юридических и физических лиц, может меняться в течение срока заключенного договора и тому подобное.
Главное научно-экспертное управление считает «сомнительным» положение части второй статьи 40 законопроекта, которым предусматривается, что «вне конкурса в государственных и муниципальных высших учебных заведений лица зачисляются в случаях предусмотренных законодательством».
По мнению управления, главным критерием зачисления граждан в высшие учебные заведения должен быть уровень их знаний, а не этническое или социальное происхождение, имущественное положение, место проживания и другие признаки. "Такой подход в полной мере согласуется с частями первой и второй статьи 24 Конституции Украины, согласно которым «граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом», а потому «не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым и другим признакам».
По мнению управления, принятие этого положения может привести к нарушению Конституции Украины. «При этом следует учитывать и то, что предоставлением льгот одним категориям граждан (в частности, на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения) сужается объем прав и свобод других граждан», - сказано в выводе упарвления.
По мнению управления, одним из возможных путей решения этого вопроса могло бы стать предоставление Кабинету министров Украины на законодательном уровне права, исходя из реальных потребностей государства, ежегодно устанавливать для соответствующих категорий социально незащищенных граждан (инвалидов, детей-сирот, выпускников сельских школ и т.п.) квоты, в рамках которых они могли бы конкурировать между собой при поступлении в высшие учебные заведения государственной и коммунальной форм собственности.
Одним из существенных недостатков законопроекта управление назвало то, что он не согласован с базовым Законом Украины «Об образовании». Например, образовательно-квалификационный уровень «специалист», который частью второй статьи 30 Закона Украины «Об образовании» сохраняется, законопроектом - ликвидируется.
По мнению управления, внесение кардинальных изменений в специальный Закон Украины «О высшем образовании» (принятого 17 января 2002 года) должно предшествовать существенное обновление базового Закона Украины «Об образовании», принятого в мае 1991 года, то есть еще до провозглашения независимости Украины.