Фильм "Расёмон" Акиры Куросавы (1950 г.) снят по рассказу Рюноскэ Акутагавы "В чаще", а не (что ожидаемо) "Ворота Расёмон" - из Ворот заимствовано только место действия. Пару человек, собравшиеся переждать ливень, обсуждают произошедшее недавно происшевствие: в чаще леса убит проезжий самурай, а версии о том, кто это сделал, противоречат друг другу.
Как и в рассказе, история показана с точки зрения разбойника, жены убитого и самого самуря (его духом, через прорицательницу). Но при этом Куросава добавляет еще одну версию того, что на самом деле произошло. И этот последний вариант выглядит наиболее честным и правдоподобным. Потому что, как говорил Др.Хаус "everybody lies", и врут не только для сокрытия одного проступка, а ещё и чтобы себе самому не признавать свои постоянные трусость, малодушие, низкие наклонности. Потому что фильм (как и рассказ) про человеческие слабости.
И конечно фильм хорош ещё и актерской игрой - поведение персонажей (вне зависимости от того, что они говорят) больше отражает, что они из себя представляют: отрешённый самурай, картинно-дикий злодей с обезьяньими повадками и женщина, руки которой, кажется, живут сами по себе и больше показывают, что она действительно чувствует.
В общем, не зря фильм входит в топ 250 лучших фильмов всех времен и народов.
ЗЫ: Во время съёмок к Куросаве подошла делегация участников съёмок с вопросом по сценарию - что всё это значит и что же действительно произошло. Режиссёр ответил (и это вошло в историю), что этот фильм - отражение жизни, а у жизни не всегда есть простой и понятный смысл.