Андрей Януарьевич Вышинский прославился как обвинитель на трёх знаменитых «Московских процессах» 1936-1938 годов.
А вот интересный факт из его непубличной деятельности (взято из книги
http://www.belousenko.com/books/gulag/wyszynski_inkvizitor_1992.pdf). Это о более позднем времени, когда он стал Министром иностранных дел:
……..
один документ из личного архива Вышинского: думается, он многое скажет о хозяине этого архива, о его натуре. Письмо большое, привожу из него главные выдержки. Даты нет, но лежит оно в бумагах, относящихся к началу пятидесятых годов.
«Уважаемый Андрей Януарьевич! Вчера за ужином, на мое приветствие ко всем, собравшимся за столом, Вы встретили меня словами: «А, фон-барон Остен-Сакен!» Заботясь о Вашем здоровье, я тогда с трудом сдержал себя и не стал отвечать на эту кличку ненавистных для меня фонов и баронов. Эта кличка, которой Вы меня, неизвестно по каким соображениям, неизменно встречаете вот уже 12-й год работы в НКИД и в МИДе (за это время я от Вас ни разу не слышал доброго слова), для меня является кровной обидой. Вся семья Саксиных жестоко пострадала от немецких захватчиков и вместе со всем советским народом вела ожесточенную борьбу с немцами... Фамилию свою, если даже почему-то она Вам и не нравится, я не могу сменить... У меня нет оснований стыдиться своей фамилии, ибо фамилия Саксиных... ничем себя не запятнала... Надеюсь, что... от Вас, Андрей Януарьевич, я больше не услышу этой клички. Советник Г. Саксин, в прошлом (1916-1926) питерский рабочий-такелажник и матрос Балтфлота».
Можно представить себе, с каким методичным сладострастием унижал двенадцать лет кряду рядового дипломата его всесильный шеф, если, обрекая себя на начальственный гнев и непредвиденные последствия, попираемый и осмеянный, бывший матрос вспомнил о своем достоинстве и лег на амбразуру! И можно представить себе, как поразил адресата этот крик отчаяния, если он, не убоявшись суда потомков, сохранил обвинительный акт против себя самого в своем персональном архиве!
Топтать и унижать было, видимо, для него не столько страстью, сколько натурой
……..