Занятия по скайпу с младшими школьниками: почему они могут оказаться неэффективными

Aug 06, 2013 20:40

Мне часто приходится отказываться от занятий по скайпу с детьми младшего школьного возраста.

Если для школьников 6-10 класса подобные уроки могут быть настоящим спасением, то младшим детям все же лучше заниматься в небольшой группе с преподавателем, который умеет и песенки петь, и танцевать, и превратить урок в игру.

Тем не менее, несколько раз я все же попробовала онлайн занятия с младшими школьниками.
Когда в прошлом году я пошла работать в школу, то пришлось отменить частные уроки, поскольку мне было понятно, что нагрузку я не выдержу. Особенно жаль было расставаться с одной ученицей, девочкой 9 лет, с которой я занималась с детского сада и от родителей которой слышала много похвал, особенно после того, как девочка с семьей съездила в США и там мама с папой увидели, насколько свободно она разговаривает.
(а до поездки папа, приводя девочку на урок, всегда сидел с каким-то чтивом, краем уха слушая и краем глаза наблюдая :) и был в курсе того, что и как мы делаем)

Прощаясь с ученицей, я дала ее родителям номер телефона англоязычной преподавательницы из ближайшего Зихрон-Якова. Преподавательницу я знала, она даже какое-то время у меня работала.
Через пару месяцев я встретила маму девочки на улице. Та была очень растрогана и рассказала, что с преподавательницей не пошло: уроки скучные, учебник для детей, по которому мы занимались, англоязычная учительница отказалась продолжать наотрез. Они взяли книгу с текстами для подготовки к экзамену на багрут (то есть по уровню чтения, знания языка девочка вполне справлялась с этими текстами, но они ей были абсолютно неинтересны)
Кроме того, сидеть родителям на занятиях преподавательница не позволяла!

Мы встречались еще несколько раз, и каждый раз мама говорила, как им жаль, что нам пришлось расстаться. Поэтому когда я стала давать уроки по скайпу, то предложила им пробное занятие, не будучи уверенной, насколько успешно пойдет обучение.
Но все было неплохо. Поэтому мы решили продолжать.

1.Для того, чтобы занятия по скайпу были эффективными, нужна возможность свободного обращения с материалом.
Маленькие дети не могут самостоятельно справиться с этой задачей.

Например, необходимо разложить материал в папки так, чтобы он был доступен и, скажем, книгу или упражнения по грамматике, либо аудио-файлы можно было легко открыть.

Дети постарше справляются с этим без проблем. Младшим нужна помощь родителей.
Изначально мы договаривались, что на уроках с ребенком будет сидеть папа (мама была на работе). Но папа плохо понимал в компьютере - настолько плохо, что постепенно мне пришлось оставить даже надежду на то, что на занятиях мы будем что-то слушать или уделять 10-15 минут грамматике, занимаясь по очень интересной книге с аудио-сопровождением: нужные папки то не находились, то были на таблете, а занимались мы с компьютера. То папки были, но терялись сами файлы.

2. Младшим школьникам нужна помощь родителей с организацией материала

Но не у всех родителей есть возможность уделить этому должное время.

Мама девочки распечатала на работе несколько глав учебника и рабочей тетради к нему.
Конечно, было бы лучше, чтобы она заказала их: ребенку гораздо приятнее и интереснее заниматься по учебнику с красивыми цветными иллюстрациями, тем более, что вполне можно найти книгу со вторых рук в прекрасном состоянии, которая будет на 50-70% дешевле новой.

Я специально нашла время, чтобы объяснить, как отсканированные листы разложить (хотя мне казалось, что ничего трудного нет: две папки, желательно разного цвета, одна для книги, другая для рабочей тетради, листы пронумерованы и на каждом проставлен номер главы)

Тем не менее, распечатанные листы постоянно путались, терялись, их "выбрасывала уборщица", они улетали с ветром в окно и т.п. - то есть я понимала, что перед занятием никто не мог помочь девочке подготовиться.

Как результат происходило следующее: я планировала урок, ставила какие-то цели, но в день занятия выяснялось, что у ребенка нет нужного материала.

Отправить ей что-то быстро взамен я не могла - взрослых рядом фактически не было, принимать и открывать файлы девочка сама не умела.
И нужно было молниеносно придумывать что-то. После пары таких случаев я просто-напросто прекращала урок.

Теряли при этом все:
я не могла позволить себе взять оплату за полное занятие (в нескольких случаях вообще ее не требовала), при этом теряла возможность провести урок с кем-то другим, поскольку час был занят на постоянной основе.
Девочка не занималась и не продвигалась вперед, ее мотивация молниеносно снижалась. Моя тоже.

3. Младшим школьникам нужна помощь родителей с выполнением домашних заданий или хотя бы контроль за их выполнением.

Девочка занималась раз в неделю. То есть четыре учебных часа в месяц.
А учитывая наши израильские праздники, непредвиденные обстоятельства, поездки, болезни и так далее - и того меньше.
Основное время на уроке было уделено разговорной практике.

При таком малом количестве учебных часов и упоре на разговорную практику (от аудирования пришлось отказаться по названным выше причинам) моим главным требованием было выполнение домашних заданий.
Зная ученицу, я рассчитывала время выполнения так, чтобы у нее уходило от получаса до часа в день максимум. Задания были очень интересными, из того же британского учебника, по которому мы занимались.

От родителей требовалось
-сфотографировать сделанную работу и прислать мне: таким образом я могла видеть, над чем нужно поработать на уроке, что у ребенка получается, что-нет.
- помочь запускать аудиофайлы - как вспомогательные при чтении текстов, так и те, которые являлись самостоятельными заданиями. Так я пыталась убедиться, что ребенок слушает английскую речь хотя бы дома.

Но мама девочки была очень загружена на работе
Папа и сама девочка не умели обращаться с мейлом-фотоаппаратом на телефоне/таблете/переносить фото с обычного фотоаппарата на компьютер и отправлять их мейлом
К сожалению, за полгода занятий с этой девочкой ни одного выполненного задания я не получила.
Помимо вышеназванных причин часто были такие:

- девочка была очень загружена на других кружках/готовилась к выступлению в музыкальной школе
- она была в поездке/на школьной экскурсии/болела/должна была готовиться к контрольной в школе

Чем все закончилось?
На последние два занятия ребенок опоздал на 20-30 минут, еще на одном после опоздания на 15 минут девочка сообщила, что мы должны закончить раньше на 20 минут, поскольку ей нужно уходить (то есть от урока оставалось 25 минут).
Ни к одному из занятий она не была готова, у нее не было нужного материала ни на компьютере, ни в папках.
Поэтому я взяла инициативу в свои руки и написала маме, что вынуждена попрощаться с ученицей в очередной раз.

Для себя сделала вывод, что с маленькими детьми занятия по скайпу могут быть неэффективными,
хотя при наличии должной мотивации у родителей никогда нельзя знать наверняка.

ученики, родители учеников, работа

Previous post Next post
Up