Обычно я беру с полки книгу, название которой понравилось, и открываю наугад. Начинаю читать. Если "зацепило" вот так, с середины - значит, книга моя и скорее всего понравится.
Пройти мимо такого провокационного названия было трудно.
Я открыла книгу на середине. Потом где-то в конце. Потом начала читать с начала и с трудом уговорила себя подождать до того момента, когда я смогу спокойно сесть и почитать.
Вообще книги я читаю урывками, по 10-15 минут и удовольствие из за этого растягивается так, что иногда с трудом вспоминаю, что там было, когда я брала книгу в руки в последний раз.
Эту, заперевшись ото всех (даже не спрашивайте, где. В единственном месте, где меня могут оставить в покое), закончила за два дня.
Был шквал чувств.
Книга не о плохой матери. Она о трех поколениях женщин одной семьи, о жизни, о любви.
Говорят, что Маша Трауб повторяется в своих произведениях, но поскольку для меня "Плохая мать" была первой прочитанной книгой, я была в восторге.
Помните, как в детстве: готов читать даже под одеялом с фонариком? Я ради этой книги готова была оставить все. Вообще.
Когда решила, что обязательно напишу о ней в журнале, то подумала, что надо привести цитаты. Стала отмечать. Поняла, что цитат наберется - вся книга. Это надо пережить самим.
И все же...
- Ты не посмеешь, ты меня шантажируешь! У меня семья! Я старый больной человек!
- И у меня нет времени. И ребенок голодный
Мама зашла ему за спину и стала шептать уже в ухо. Мужчина неестественно выгнулся, побледнел и закивал головой. Только после этого мама отошла от него.
Мужчина ушел и вернулся минут через сорок. Все это время мама сидела на лавочке и раскачивалась из стороны в сторону. В руках у нее была обломанная ветка дерева, которую она приставляла вместо ножа. Я боялась даже пикнуть.
Мужчина пподошел к нам и брезгливо протянул пачку денег. В последний момент он специально уронил деньги на землю.
- Сучка черножопая, - прошептал он, - ублюдочная сучка.
Деньги разлетелись по дорожке. Я упала на колени и начала собирать купюры. Мама развернулась и сильно толкнула мужчину в грудь. Он от неожиданности упал на землю. Мама наступила ему ногой на горло и надавила.
- Я тебя убъю, - спокойно сказала она и придавила ступней.
Мужчина захрипел. Под ним по асфальту растеклось мокрое пятно.
- Мамочка, не надо, я уже все собрала, - подошла я к ней. Так страшно мне еще никогда не было. Хотя тому мужчине было еще страшнее.
- Скажи спасибо, что здесь ребенок, - сказала мама и убрала ногу.
Мужчина закашлялся и начал отползать с дороги.
Назад мы ехали на машине. До этого мама накормила меня в самом красивом кафе. Сама не проглотила ни кусочка.
- Мама, а это правда твой отец? - спросила я. Он совсем не похож. На нас.
- Формально да, отец, - ответила она.
- А мой папа правда умер?
- Правда.
- Формально или по-настоящему?
мама прикурила новую сигарету и не ответила.
- А что он сделал? Этот...мужчина, который твой отец...он нам был должен? - опять спросила я.
...Иван в тот день напился и избил жену, беременную от Георгия. Долго бить не пришлось. После второго удара в живот у нее открылось кровотечение. Ребенка она потеряла. В ту же ночь Георгий пришел Ивана убивать. БЮабушка покачала головой: не надо. Иван знал, что ему нужно уезжать. Подальше. Желательно в другой город. Перед отъездом он взял сберкнижку и снял с нее все деньги - сказал, что жена в больнице, сама не может, а срочно нужны деньги на лекарства. Кассирша не устояла перед обаянием мужчины...В общем, деньги отдала.
Это я узнала, уже став взрослой. А тогда мама сказала:
- Ты будешь работать, стоять на своих ногах. Будешь уметь делать все - готовить, вбивать гвозди, выкладывать печку, шить, вязать, клеить обои... Ты будешь уметь зарабатывать. Не будешь ни от кого зависеть. Я тебе дам все, что смогу. От тебя требуется одно - ты будешь искать не мужа, а отца своим будущим детям. Ты выйдешь замуж за мужчину, который будет просить тебя родить ребенка. И будет готов снять с себя последнее исподнее ради вас. И будет смотреть на вас и плакать от счастья. Ты меня поняла?
Я кивнула, хотя не поняла ни слова.