Ученики лета 2009: сестры-погодки.

Sep 14, 2009 07:55


Летом у меня была группа семиклассников и несколько детей, занимавшихся частным образом.
О частных учениках хотелось бы написать подробнее.

Уже довольно долго на занятия ко мне приходят в основном дети, родители которых получили рекомендации от других родителей.
Но иногда бывают и те, кто интересуется занятиями, получив флаер. Флаеры периодически раскладываются на стоянке возле торгового центра, где мы снимаем помещения. С такими учениками, и особенно с их родителями, всегда труднее - я заново должна доказывать, что дети получат то, что нужно, что я действительно имею необходимую квалификацию и т.д. Но это важно, так как важен постоянный приток новых клиентов.   
В середине июля пришли две такие "флаерные" девочки, сестры -погодки: младшая идет в седьмой класс, старшая - в восьмой.

Семья
В семье ни у кого нет высшего образования, никто не знает английский. как потом выяснилось, мама начала работать в возрасте 11 лет и всячески поощряет ранний выход на работу своих детей. Это уже не первое поколение семьи восточных евреев, которое живет в нашем городке, у них здесь и в округе много знакомых. Кроме девочек, есть еще двое или трое старших, одна из которых преподает физкультуру в одной из местных начальных школ.
Почему для меня это важно?
Создается впечатление, что когда у детей все в порядке, устоявшаяся, спокойная жизнь, вокруг много родственников и знакомых - то отсутствует полностью или почти отсутствует желание учиться, достигать каких-то результатов, идти вперед. Зачем? Этот вопрос наверняка задают себе такие дети. Его же задаю себе и я - как их мотивировать? Ведь, насколько я понимаю, дома у них не культивируются ценности образования. С другой стороны, для чего-то родители ведь привели их ко мне? И часто кроме английского им берут еще и учителей математики, и  обучение стоит немалых денег.
Как я поняла из разговора, я была уже не первой преподавательницей английского, занимавшейся с девочками частным образом.
Сделав страшное лицо, грозным голосом их мама сказала: "Вы понимаете, что это все стоит денег?! Я не собираюсь в очередной раз выбрасывать кучу денег, если вы не будете заниматься!"
Девочки кивали головами.

Образование
У обеих сестер начальное образование - местная религиозная школа. В таких школах обычно очень доброе отношение к детям, но неимоверно низкий уровень образования. За 12 лет, что я преподаю английский  в Израиле, я не видела ни одного ученика из местных начальных религиозных школ, о ком можно было бы сказать, что он (она) знают английский на хорошем уровне. К шестому классу дети проходят буквы и немного слов. Все. 
Старшая перешла в прошлом году в местный тихон (high school) "Атидим". 
Два года назад у меня была ученица из этого тихона, придя на первое занятие, она сообщила, что учится в самой высшей группе по английскому - акбаце алеф. 
Я дала ей для выяснения ее действительного уровня рабту для акбацы гимел (третий уровень, самый низкий) из Тель-Авивской школы, в которой преподавала. Девочка с ней не справилась. 
 В тихоне, где обучается старшая, когда речь идет об обычных классах 
1) большие группы, изучающие английский (более 20 человек), не проводится отсев в маленькие группы non-readers, LD учеников
2) отсутствует дисциплина (на занятиях кричат, встают с места, мешают преподавателю, бросают книги, стулья и т.д)
3) очень редко задаются домашние задания, письменные задания практически не задаются и практически никогда проверяются.
4) семестровые и годовые оценки выставляются исключительно на основе двух-трех контрольных работ - т.е. детей не приучают к постоянной работе, не "мониторят" состояние грамматики, в 7-10 классах не учат писать и, как это ни печально, роль учителя сводится к роли полицейского-надсмотрщика, а не преподавателя.
Старшая не хотела заниматься, поскольку, как она утверждала, в рамках проекта Ювалим (частное финансирование дополнительных занятий раз в неделю после уроков, в маленькой группе) получает все, что нужно.
Младшую мама хотела занять до начала учебного года, поскольку в религиозном тихоне, куда она пойдет учиться, будет программа, по которой она также получит помощь.

Младшая девочка: уровень
Не имеет представления о временах, глаголе to be (т.е. не знает, с каким местоимением (да и даже на иврите не знает, что такое местоимение) его употреблять, have/has, предлогах местонахождения...не в состоянии читать вслух, не понимает то, что читает или то, что слышит, видя текст, не понимает простейшие предложения и даже фразы на слух. В общем, не знает ничего.

Занятия младшей.
Начали мы с глагола to be и Present Progressive - чтобы не завалилась на первой контрольной в 7 классе и понимала хоть немного вопросы. + текст, конечно.
Вроде бы все она поняла.
Приходит на второй урок - ноль.
Ни упражнений не сделано, ни 6 (!) новых слов не выучила, ни текст (10 строк) не прочла. НОЛЬ.
начинаем сначала.
И так было все 4 урока.
Причем я поняла, что одна из проблем - у нее полностью отсутствует навык выполнения домашних заданий.
Я ей обвела цветным маркером таблицу с глаголом, попросила выучить. Она пришла, ничего не знает. Говорю - Как ты учиьшь?
"Смотрю на то, что написано и стараюсь запомнить".
Ладно, стали мы писать - I am, you are, несколько раз, чтобы запомнила. Потом прошу: " А теперь сделай так же с they are  и we are"
Что она делает? Копирует they, we  без "are"
Каждый урок мне приходилось начинать объяснения с начала, а на предпоследнем занятии мы почти все 60 минут учили предлоги in, on, near, under (от behind я уже отказалась, понимая, что даже пятое слово она не потянет!), делая ,бесконечные drills
Еще девочка путала b и d (признак дисграфии), не могла повторить за мной простейшую фразу - три-4 слова. Путала порядок слов.
После третьего урока я взяла ее еще и в младшую в группу, видя плачевное состояние, но девочка кривлялась, делала ужимки и отказывалась отвечать: "Я не хочу!"
В конце каждого урока я сама записывала ей домашнее задание, подробно объясняя как и что делать, что-то делая вместе с ней устно (чтобы потом было легче сделать то же письменно). После проверки на следующем уроке отмечала, что сделано, что нет. Если рялдом хотя бы с одним заданием стояло "сделано", то это уже было хорошо.
Я регулярно звонила маме, сообщала о ситуации и вообще сказала, что считаю, что у девочки явно серьезные проблемы с памятью и явно присутствует learning disabilities. На последнее занятие мама пришла и сидела с нами (я настояла!),  - мне было радостно, что мама увидела, что многие проблемы от того, что ребенок просто-напросто не учится.

Старшая девочка: уровень.
Имеет смутное представление о глаголе to be, времени Present Progressive. Вопросы и отрицания в этих временах строить не умеет. Не имеет представления о Hresent Simple, Past Simple, прилагательных, и о многом другом. Не может читать вслух, не понимает прочитанного про себя, не понимает прочитанного преподавателем, при том, что смотрела на текст, не понимает простейших предложений и фраз.

Занятия старшей.
После первой встречи мама попросила дать для старшей что-то, чем бы она смогла заниматься до первого урока. Я дала простейший текст  (около 20 строк+вопросы) из книги для семиклассников. Объяснила, что нужно просмотреть бегло, отметить маркером незнакомые слова, перевести, надписав перевод над словами в тексте, прочесть еще раз, если будет что-то непонятно - позвонить мне. Прочесть вопросы, перевести в вопросах незнакомые слова, ответить.
На первое занятие девочка пришла без текста. Она его "забыла"
Этот текст я так и не увидела, ни сделанным, ни несделанным. Более того - за 4 занятия, которые я с ней провела, она ни разу не выполнила домашниее задание - когда надо было выучить слова - не учила их, упражнения по грамматике либо "забывались" дома, либо не делались.
Был также явный признак learning disability: выполняя серию одинаковых упражнений, ученица начинала достаточно хорошо, но в процессе начинала делать ошибки, и чем дальше продвигалась, тем больше ошибок делала, к концу практически не было правильных ответов, и чем длинне упражнение, тем хуже она справлялась.
После каждого урока я звонила маме, сообщала о том, что происходит, но ученица все так же приходила на урок с пустой головой и тетрадью.
Что я сделала в этой ситуации:
поскольку знала, что не буду продолжать учиться с девочкой, а после звонков маме совесть моя была совершенно чиста, я "расслабилась и получалда удовольствие: мы читали текст - 10 строчек каждый урок, я задавала вопросы к каждому предложению. Поскольку слов девчка не учила,  ей было трудно меня понять, она каждый разх перечитывала предложение, все это было оооочень медленно, но что я могу сделать?
То же с грамматикой. не сделала дома? Ну что, давай сделаем сейчас. 40 минут из 60 ты пишешь упражнение по грамматике? Значит, так так тому и быть.
Естественно, вряд ли ученица ушла с какими то дополнительными знаниями, но тут уж я ничего поделать не могла.

Мой взгляд на ситуацию:
Мне была непонятна цель, с которой мама привела сестер заниматься. При том, что она знала, что дочери не выполняют заданий, при том, что постоянно и в моем присутствии  мама ругала девочек, читала им нотации, она ни разу не проверила сама, сделаны уроки или нет, не помогала им, не звонила мне.  Ее позиция была: "Вы должны делать это сами"
Девочкам (обеим) явно нужны постоянные дополнительные занятия, а также проверка (ивхун) на выявление learning disability и возможно, ADD у старшей (неорганизованность, опоздания, забывчивость)

Мы расстались и, конечно, ни о каком продолжении занятий со мной не могло быть речи. Но расстались доброжелательно - я старалась сделать все, что от меня зависит, чтобы в данной ситуации хоть как-то выполнить свои обязательства понимая, что девченки-то в общем - всего лишь продукт своей среды.

Перед началом учебного года я встретила старшую. Она стояла у лотка с канцтоварами у одного из магазинов.  Улыбнулась мне, помахала рукой, спросила, как дела. Потом подошла ее мама:
"Отец не хотел, чтобы она работала, но я настояла - она должна знать, что такое деньги. Я сама начала работать в 11 лет. Это важно! А учеба... Ничего, все будет хорошо, Вот одна из моих дочерей даже учителем спорта работает!"

Я очень надеюсь, что у них действительно будет все хорошо.

ученики, лето 2009, работа, образование в Израиле

Previous post Next post
Up