Несколько лет назад у меня была группа детей, которые только-только начинали учить язык. Большинство были из русских семей, и один мальчик - из семьи сабр (израильтян, родившихся в стране)
Группа была очень приятная, мы много успели, я была довольна. Мама мальчика-сабры часто заходила на уроки посмотреть, как идут дела, "русские" родители не высказывали никаких претензий, хотя ни разу за год не появились на занятиях.
В конце года я устроила праздник, а после каникул ни один из "русских" детей не вернулся.
Забегая вперед, скажу, что мальчик-сабра учился еще три года и в прошлом году, будучи в четвертом классе, разговаривал и читал на уровне native speaker, т.е болтал по-английски совершенно свободно, без особых проблем пользуясь 4 временами.
Мне было очень обидно: во-первых, в той группе занимался младший брат одного из моих самых первых учеников - Шмулика. Шмулика я проучила с детского сада до 7 класса. В прошлом году, будучи в десятом, он уехал в Америку, стал учиться в школе. Перед отъездом попрощался со мной, поблагодарил. Уже из США еще раз передавал через бабушку и родителей большое спасибо - все они в один голос твердили, что благодаря моим занятиям ему так легко было привыкнуть и начать нормально учиться. И именно поэтому мне было неприятно и непонятно, почему, решив, что младший брат заниматься не продолжит, они даже не позвонили и не сказали об этом в начале учебного года, тем более, что мальчишка очень хорошо продвинулся.
Еще одна мама гордо задирала голову и проходила мимо, не реагируя на мое "здравствуйте". Когда я поняла, что она не случайно со мной не здоровается, а намеренно, моему недоумению не было предела.
Бабушка другого мальчика вообще сказала, что "ребенку нужны серьезные занятия" (а у меня, надо полагать, несерьезные... на вопрос, знает ли сама бабушка английский, она сказала, что не знает (как и мама, и папа, но вся семья, как это у нас, "русских", принято, считает себя верхом образованности), но прекрасно понимает, что то, чему ребенок у меня научился - недостаточно.
В общем, был очень неприятный осадок после этого всего, создалось впечатление, что они провели общее собрание и заочно вынесли вердикт. Ни один, напомню, не удосужился побывать ни на одном уроке...
Третья мама, худенькая рыженькая женщина невысокого роста, очень приятная на вид, здороваться со мной не перестала. Всегда мило улыбалась и и кивала. Все эти пару лет.
И вот в эти каникулы она пришла ко мне.
Чтобы было понятно - я никогда с ней не говорила на тему занятий, не звала, спрашивая, как это у нас принято "Ну, когда Вы ко мне дочку снова приведете?" или "Как дела у Вашей дочки, как у нее с английским?" Мне, слава Богу, работы хватало и еще раз иметь с ними дело не очень хотелось
Рыженькая мама пришла и спросила, можно ли записать дочку снова: "Мы тогда бросили заниматься и очень об этом пожалели"
Мы встретились, чтобы определить уровень девочки - она идет в 6 класс.
Девочка умненькая, но в группу 6-классников я не моглда ее взять - она с трудом понимала, что читает, не знала ни будущего, ни прошедшего времени. Поскольку Мама с дочкой уезжали в Эстонию к бабушке -учительнице английского, договорились, что девочка позанимается и придет в сентябре.
Я объяснила, что группу начинаю учить, когда есть 4-5 человек, но добираю до 8, сколько что стоит и как проходят занятия.
В конце августа от них не было ни слуху, ни духу. Я могла бы позвонить, но не стала - зачем? Это девочке надо учиться, а не мне. На всякий случай оставила для нее место в подходящей группе. А раз мама один раз меня нашла (искать совсем не трудно - мы в торговом центре местном...), то и в другой раз тоже сама придет. Маму я встретила случайно, она сказала, что "да-да, мы будем", спросила, когда начинаются занятия.
В этот же день мне звонили люди, чтобы записать своих детей. Я их не смогла взять в эту группу - нет мест.
Девочка пришла на первое занятие. В группе есть одна шестиклассница, остальные дети - младше. Естественно - они занимаются второй-третий год. Тексты на уровне 6-7 класса читаем, прошедшее-будущее время (что в нашем районе не во всякой начальной школе учат) - знают.
На второе занятие, в воскресенье, девочка не пришла. И сегодня мама мне позвонила сообщить, что ходить она не будет.
Обиженно - возмущенным голосом заявила, что я им сказала, что в группе будет 4-5 человек и что дочка должна была быть с детьми своего возраста, а не с теми, кто младше и вообще они теперь хотят частные уроки.
Я не стала с ней особо спорить, (она мне будет рассказывать, сколько детей у меня в группе должно быть!) Но очень, очень возмутилась. И спокойно сказала: "Конечно, конечно. Только, пожалуйста, не забудьте оплатить тот урок, на котором была Ваша дочка. 35 шекелей"
На другом конце телефона было явное замешательство, потом рыженькая мама спросила: "За что 35 шекелей?"
"35 шекелей стоит урок, на котором была Ваша девочка"
Мама снова стала что-то говроить про возраст и количество детей в группе.
А я ей объяснила, что поскольку количество мест ограничено, я отказала людям, которых могла бы взять, так как считала, что ее ребенок будет заниматься.
И мне интересно - оплатит или нет? Я ведь пойду на принцип - очень не люблю таких фокусниц.
Мама израильской девочки, например, в истории, похожей на эту (летом мы с ней дважды говорили, и мама "очень-очень" хотела, чтобы дочка занималась) принесла деньги в тот же день.
Ни в какое другое место не покажешь носа без предварительной оплаты, причем количество детей в группах там ограничивать никто не будет - сколько наберется, столько наберется. Никакую услугу никто не окажет, если не заплатить за нее. А здесь родители почему-то считают, что можно так себя вести. Пусть онидумают, что хотят, я такого позволять не собираюсь.
Зато один новый папа, свободно говорящий по-английски, пришедший на занятие с ребенком и просидевший от и до, сказал: "Мы не пойдем к native speaker, native speaker - это Вы."
И мне было очень приятно. Даже если его ребенок не будет заниматься, или если будет заниматься а потом что-то не сложится - этот папа САМ видел урок, то, как я преподаю и то, какие дети в группе.