Модный силуэт 1830-69 годов

Apr 20, 2011 12:12

Доклад к фестивалю Менескон-2011, автор: Иванова-Климанская С.В. ака Майра неа Соэллу

Мода меняется резко очень редко, как правило, силуэты следуют один за одним плавно перетекая друг в друга, потому разбивка на даты в этой работе весьма условна и приведена для облегчения в ориентации данного периода.





1830-39
Общий вид женского костюма: линия талии вернулась на естественное место, лиф притален, юбка несколько укорочена и доходит до щиколотки. Под расширенную юбку надевают несколько нижних юбок. Опущенная линия плеча с вшитыми, огромными по объему рукавами зрительно усиливает впечатление узкой, тонкой талии, затянутой в жесткий корсет. С 1830 года женщины активно заменяют одноцветные ткани полосатыми или тканями с узором. К 1835 году рукав достигает наибольших размеров, а через несколько лет вновь становится узким, возвращаясь к простым формам.











Женское белье:
- Рубашка
- Панталоны/кальсоны (короткие)
- Корсет
- Юбка-кринолин простеганная шнуром для жесткости + несколько нижних юбок
- Подрукавники, обеспечивающие форму рукава
- Чулки










Первоначально в XVIII веке термин «кринолин» (crinoline) относился к специальной ткани для пошива жестких нижних юбок с таким же названием, для которого использовали конский волос в переплетении с льняной или хлопковой нитью. О кринолине вспомнили в 30-е, когда юбки стали такими широкими и тяжелыми, что обычные нижние юбки уже не справлялись с поддержанием формы.

Особенности кроя:
Лиф: одна-три вытачки, один-два рельефа на спине. Рукав вшивается ниже линии плеча. Состоит из двух частей: нижний - узкий, на который прикрепляются рюши, поролон или что-то еще, что поможет держать форму; верхний - широкий, нередко двухшовный.




Юбка кроится из 3 или 5 полотнищ: переднее полотнище прямое, гладкое, слегка присборено на боках, боковые швы уходят на спину. Задняя часть юбки делается из 4 симметричных полотнищ с боковыми швами и швом по центру спины.
Ткани: тафта гладкая и клетчатая, ситец, сатин, шотландка хлопчатобумажная, репс, муар, сложные узоры в том числе и персидские, шелк с восточным рисунком, полоском, горошком, сатин, бязь, бархат, вельвет, парча, популярна полоска с простым, реже с цветочным узором.







Общий вид мужского костюма:
Мужской силуэт повторяет женский. Талия затягивается в корсет, жилет, фрак, сюртук, редингот обтягивают грудь, а полы от талии расширяются, как дамская юбка. Примерно до середины 30-х плечи сюртуков, фраков покатые, как у дам, рукава расширены, напоминают дамский рукав «жиго». Рукав так же может быть и узким, особенно начиная от локтя. Складки на панталонах немного увеличивают бедра.
Для романтической моды характерно увлечение востоком - халаты, фески, тюрбаны для домашней носки. Панталоны светлее, чем фраки, темные панталоны надевают только провинциалы, не следящие за модой.











Мужское белье:
- Рубашка
- корсет (до 70-х годов, позже уже не носили)
- кальсоны/ подштанники. Это нижнее белье было двух видов: длинное и короткое
- носки
- подтяжки
(а иногда еще и накладные икры, мода на полноту которых менялась от сезона года)







Особенности кроя:
Грудь фраков подбивается ватой, расширение рукава у плеча фраков и рединготов.
До 1830 года вытачек на фраках не было, иногда появляются выточки на фраках и жилетах.
Ткани: Особое внимание отворотам фраков: контрастные по цвету, материалу, фактуре, разнообразной формы. На бал являлись в суконном или бархатном фраке или рединготе, обязательно белоснежной рубашке.






1840-49
Общий вид женского костюма
Силуэт платьев 40-х годов приобрел некоторую вытянутость, которая достигалась за счет сужения линии плеча и удлинения юбки. Платье имело узкий лиф с чуть заниженной талией, слугка опущенной линией плеча. Обычно лиф был закрытым, иногда имел отложной воротничок, но бальные платья шили с глубоким, ровным горизонтальным вырезом. Рукава могли быть и короткими и длинными, но всегда были узкими у плеча. Юбка спадала мягкими складками до самого пола, собираясь в сборки на боках. Из-под нее выглядывал теперь только кончик туфли. Платья были и белые и цветные, часто их шили из клетчатой ткани, которая вошла в моду в связи с увлечением историей Шотландии. К 1845 году рукав расширился к низу и стал называться «рукав-пагода». Шали и накидки в моде. Некоторые женщины одеваются по-мужски. Костюм для верховой езды - амазонка - наделяется элементами мужской одежды - шляпы, жакеты. Модно красить волосы в рыжий цвет. В костюме хозяйки появляется передник с кружевной отделкой. Моден «рукав Бишоп», собранный у запястья, широкий у локтя.










Женское белье:
- Рубашка нательная
- Панталоны
- Корсет
- Много крахмальных нижних юбок
- Волосяной чехол-кринолин обеспечивающий форму юбок
- Чулки








Особенности кроя:
Обязателен корсет, косточки в лифе платья. Заниженная линия плеча, но выше, чем в предыдущем десятилетии, вытачки спереди, рельефы сзади.
В театральной практике допускается вместо большого количества юбок одна, но с полосками нашитого поролона. В подлинных нижних юбках 30-40-х годов так же пришивались в несколько рядов ватные руло. Такие юбки держали объем и были легче юбок с рюшами.



Общий вид мужского костюма: В 40-х годах фрак и сюртук имели заниженную талию и узкий прямой рукав. Жилеты были различных покроев. Рубашку носили белую, с высоким крахмальным воротничком, галстук широкий, завязанный вокруг шеи бантом. Галстуки могли быть как однотонными, так и пестрыми. Мужская одежда становится все более однотонной и будничной, исчезает высокий стоячий воротник.
Ткани: преобладает черное и светлое цветное сукно, брюки в клетку или просто светлые. В жилетах и галстуках часто встречается клетка.













1850-59
Общий вид женского костюма
Силуэт платьев определялся естественной длиной талии, пониженной линией плеч и огромной нижней юбкой. В историю моды это период вошел под названием Второе рококо.

















Женское белье:
- Нательная тонкая рубашка
- Панталоны (не сшитые в области проймы)
- Корсет
- Кринолин
- Нижняя юбка, иногда несколько
- лиф-чехол, покрывающий корсет/камисоль
- Чулки












Особенности кроя:
Длинный рукав выкраивается из двух половин по округлой линии. Спина в большинстве случаев трехшовная не считая боковых швов, перед делается на сквозной застежке, (кроме бальных платьев, у которых застежка сзади) с тремя вытачками. При таком крое достигается идеальное прилегание на корсет. Юбка часто со множеством воланов, фестончатый край.




В начале 1850-х годов в связи с тем, что юбки продолжают расширяться и кринолин уже не справляется с поставленной задачей, появляется новая нижняя юбка, в которую вшиваются обручи, сделанные из стали или китового уса. Она была удобнее прежнего кринолина и сохранила за собой его название. Шьется такой кринолин из коленкора или шерстяной материи в полоску.
С изнанки, в десять или более рядов подшивается тесьма шириною в палец. Меж юбкой и тесьмой пропускаются специально изготавливаемые для кринолинов стальные полосы, т. н. пружины.
В конце 1850-х годов обручи уже не вшивают в нижнюю юбку, а начинают соединять по вертикали лентами или тесьмой. Тонкие стальные пружины продергиваются сквозь прорези в лентах и фиксируются заклепками. В России такие кринолины называли - каж (от англ. cage - клетка).
В 1856 году некий американец В.С. Томсон, запатентовал в Англии, Франции и США предмет дамского туалета, состоявший из металлических ободов, соединенных лентами или тесьмой.
Ткани: все цвета и фактуры, отделка шнурами и лентами, белые блузки. Установились возрастные цвета: лиловые, синие, темно-зеленые, темно-красные, черные - пожилые дамы, розовый, голубой и белый - молодые. Желтый цвет встречается редко. В 1852 году в моду входят ткани «газ кристалл», состоящие из нитей двух цветов сотканные в одно полотно. Популярны золотые кружева. Разнообразные цвета и фактуры, украшаются тесьмой, галуном, кружевом, бархатной тесьмой, лентами.

Общий вид мужского костюма:
Фрак становится парадной одеждой, повседневно носят сюртук. Мешковатый силуэт, функциональность, удобная форма. До 60-х годов изменения в мужской моде касаются в основном деталей - воротников, лацканов, застежки, низа брюк, степени прилегания. Брюки носят на штрипках. В России популярен коричневый цвет и его оттенки.






1860-69
Общий вид женского костюма:
Лиф обыденного платья был глухим, а лиф бального платья - глубоко декольтированным. Бальные платья обычно были почти безрукавными, а каждодневные имели расширенный книзу рукав с подшитым под него белым рукавчиком на манжете. Самыми удачными расцветками для уличных юбок считаются синий и лиловый цвет, а самыми смелыми и рискованными на тот момент - розовый, красный и зеленый. Лиф часто заканчивается баской.
Во второй половине 1860-х годов постепенно уменьшаются объемы платьев, а линия талии поднимается настолько, что современники невольно сравнивали свою моду с модой времен Первой французской империи. И это приводит к тому, что в конце 1860-х - начале 1870-х пояса кринолинов снабжают подтяжками для удержания линии талии на должной высоте. Кринолин господствует до 1967 года, и выходит из моды после Всемирной выставки в Париже.
Бальные платья чаще всего имеют двойную юбку, верхняя из которых подбирается, драпируется или подкалывается.

















Женское белье:
-Чулки
-Панталоны и сорочку до середины икры либо комбинацию (сочетание сорочки и панталон)
-Корсет
-Нижнюю юбку с воланами, полностью скрывающую ноги, из легкого, отделанного кружевом и лентами полотна
-Лиф-чехол/камисоль
-Кринолин либо кринолет
-Вторая нижняя юбка из более плотного полотна, как правило, цвета основной юбки















В 1860-х кринолины становятся чрезвычайно широкими (до 1,8 м в диаметре), и постепенно приобретают вытянунутую назад форму. В середине 1860-х гг. параллельно существуют кринолины двух видов. Для повседневных платьев, не таких пышных и более скругленных, необходимы совершенно круглые и маленькие кринолины. Их делали узкими у талии и постепенно расширяющимися к подолу, по форме напоминающими воронки. Вдобавок они были еще и короче тех, которые надевали под нарядные и вечерние платья с хвостом. Вторые кринолины, предназначенные для парадных туалетов, отличаются пышностью, длиной и выдающимся сзади углом для поддержания шлейфа.
Сверх такого кринолина надевается белая перкалевая нижняя юбка с одним большим или двумя гофрированными воланами. К длинному платью с треном надевается такая же скошенная юбка с хвостом, немного короче самого платья. Ее отделку составляют вышитые или кружевные прошивки, а также плоеные или простроченные оборки. Белая нижняя юбка остается частью исключительно домашних и бальных туалетов: скрытая длинным подолом, она окончательно исчезает с городских улиц, вытесненная укороченными платьями.
В конце 1860-х годов (около 1869 года) в связи с изменением модного силуэта кринолин трансформируется в кринолет (crinolette). Кринолет представляет собой переходную форму от кринолина к турнюру, доминирующему впоследствии.
Первоначально турнюр формируется в виде густых воланов из плотной ткани, собранных на поясе. Затем он принимает вид подушечки, туго набитой хлопком или конским волосом, а также конструкции особой формы, материалами для которой служат пластины из металла, китового уса, льняная тесьма и плотная ткань.




Общий вид мужского костюма:
Сюртук в повседневной носке сменяется пиджаком, который в прошлом считался частью охотничьего костюма. Обязателен галстук - пестрый или однотонный. Брюки носят уже без штрипок. Рубашка указывает на социальную принадлежность: неимущие носят цветные рубашки, обеспеченные - белые, на пуговицах, с накрахмаленными манжетами. В моду входит «Визитка» - прямой силуэт, однобортная, с отрезной талией и закругленными полами. Черную визитку принято сочетать с брюками в серо-черную полоску и двубортным или однобортным жилетом.











Ткани: Пиджак вместе с брюками и жилетом начинают делать из одной ткани. Цветовая гамма ограничивается темными тонами - синий, коричневый, зеленый, черный. Рисунок ткани - клетка, узкая полоска. Летом - белый, кремовый, серый.

Источники:

Киреева Е. В. История костюма
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
журнал «Модное белье», № 31 сентябрь-октябрь 2008 Антон Приймак
Р.В. Захаржевская «История Костюма»
Н.М. Каминская «История Костюма»
И.В. Блохина «Всемирная история костюма, моды и стиля»
Дженет Арнольд «Крой модного платья»
Norah Waugh 'The Cut of Women's Clothes 1600-1930'
Norah Waugh 'The Cut of Men’s Clothes'
Коллекция музея искусств «Метрополитан»

бидермайер, кринолин, выкройки, костюмы, романтизм, малый кринолин

Previous post Next post
Up