Из 'ИЗБРАННЫX ГЛАВ ВТОРОГО СЛОВА О ЗНАНИИ'
ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААК СИРИН
1. Подобно тому, как движения воздухов своими переменами возвещают то, что у них есть Правитель, так и разум своими изменениями в противоположные стороны - то вправо, то влево - показывает, что его движениям непрестанно сопутствуют борение и помощь благодати,
и от них день за днём он совершенствуется в учении о новом [мире].
13. Тот, Кто ясным образом свидетельствует точную истину, от чтения о знании попустил нам почувствовать огонь, падающий в сердце во время молитвы, [в то время как] конечности расслаблены, чувства пропали, язык ослаб, разум прекратил движения, в коленопреклонении на одном и том же месте в течение длительного времени. Когда человек приступает к молитве, то память об этом зажигает ум молящегося в разумении здравых слов о Боге, над которыми он размышлял незадолго до этого.
14. Насколько человек удостоится откровения Божественных тайн, [настолько] он в совершенной чистоте по действию Святого Духа познает [свой ум]. В этом знамении мысленный восторг познается теми, кто идет по пути познания: в размышлении ли над псалмами, чтении ли, молитве, или в упражнении ума. Насколько действию [этому] удостаиваются они в своем уме, [настолько] в этом особом удивлении и сердечном восторге наслаждаются в радости о Боге и время от времени таинственным образом получают [её] в своем разуме - те, которые ради познания Бога каждый день совершают великие дела и радостно приготовляют свои души к смерти, чей дух беспечален и кто не покидает тишину.
15. Страх, рождающийся в человеке от Божественного Провидения, от боязни, скажем так, прегрешения, во время спокойного движения корабля его в сопровождении бриза радости и возвышающих сердце мыслей, рождает в сердце его Божественную печаль, которая, несомненно, [является] укреплением души. Отсюда возрождаются в нём чистые и горячие молитвы, носящие в себе радость и печаль, которые есть надежда и страх.
Когда он мыслит: «Только бы мне не сойти с пути, о, лишь бы я внезапно не согрешил перед Богом на ошибочном пути!», -тогда приобретает человек в уме своем великое смирение, и из-за страха его не гордится сердце его приходящими к нему благами.
16. Во время испытаний и скорбей убежище души - её вера в Господа нашего. Убежище же её служения - исповедование её немощи.
17. Те, кто утвердились в грядущей надежде и стали достойны этой радости в Духе, не ищут больше остаться в этой жизни, но вырывается их сердце и тоскует, что они ещё не оставили эту жизнь и счастье в ней. Они знают, о чём я говорю, - те, кто обезумел в этой мысли, и мир стал возмутительным для них от нестерпимого наслаждения, которое воздвигнулось и переполнило их сердце так, что от большой уверенности, которую принял их разум, совершенно развеялось сомнение. В этот момент [их] разум пожелал оставить тело и в действительности увидеть это достояние. [Они] - те, кто в благодати Божией удостоились этой радости от Того, Кто не по трудам [человека], но по Своей неизмеримой благости безвозмездно изливает Свой дар этой веры на детей во Хри-сте. Он дает обильно наслаждаться [еще] в [этих] скорбных и тленных жизнях тем, кому пожелает. Какие из тех [вещей], что [можно найти]на земле, сравнимы с верой сердца, подаваемой время от времени по милости Божией в качестве дара для наслаждения людей?
18. О, как слаба сила чернил и начертание букв, чтобы точно выразить в книге что-либо, в сравнении со знанием тех, кто в действительности стали достойны дара восторга духовными благами по обильной благодати Божией!
19. Слава Тому, Кто стал для нас Посредником
в этих благах и через Кого мы удостоились получить, узнать и почувствовать веру в то, что
«ни око не видело, ни ухо не слышало»,
ни чувства души не могли воспринять; эти блага, которые сначала посреди нас [были сокрыты] от нас. Истинно Он есть образ Того, Кто
невидим.
Божественная природа[Сына] соединилась с Тем, Кто был взят от наc
ради надежды разумных существ о тех [благах], которые хранились изначально у Него и которые ныне Он явил. И теперь Им показана их часть, чтобы утвердить в оставшемся, сохраняемом для нас до обновления, которое через Него получит творение сие.
23. Смирение - совершенство здравого ума. До тех пор, пока оно пребывает в человеке, не бывает с ним богооставленности в каком-либо искушении так, чтобы он искушался телом или умом одной из страстей или печалей на телесном или душевном уровнях.
24. Всякая страсть, которую мы любим и которая нам приятна, даже если мы не осуществляем её, по определению божественного суда подлежит наказанию по своей вине, которое мы полностью осознаём. Мы получим наказание за это здесь или в грядущем веке,
как если бы мы на деле совершили: будь то желание похоти, или зависть, или лукавство на ближнего, или любая страсть. Потому что мы возжелали в сердце своем то, о чем отлично знали, что оно против божественной воли, а мы добровольно думали и любили вспоминать об этом.
25. Когда тщеславие появляется в телесном уме, оно предаёт нас блудной страсти. Когда же [оно возникает] в душевном уме, оно взращивает гордость. То [происходит] от телесного довольства, а это - от превосходства в образе жизни или знании.
27. Когда во время одного из богоугодных дел или искушений ради них, ты увидишь непривычную мощь и терпение в твоей душе, благодаря которым ты легко претерпеваешь и не угнетаешься, как это свойственно природе, так что даже некоторое ликование прилепляется к твоему сердцу и воодушевляет [его], а усталость и тяжесть этого [труда] осла-блены и уменьшены, и ревность овладевает разумом, - в это время разумей, что [это] действие [Бога] близ тебя, и божественное присутствие благоприятствует тебе в деле этом.
28. Когда одна из страстей, даже если ты её ненавидишь, или помысел, который ты способен видеть, необычно настойчиво движется в тебе, будь осторожен, потому что у этого есть причина. Господь наш, которому всё легко, через страдание в молитве, усердно приносящейся Ему, способен Своей силой удалить от нас [любые препятствия], когда мы усердно
призываем Его. Он способен умудрить сердце наше в позна-нии сокрытого, как это, и привести к благому исходу конца его.
Комментарий:
Благодаря молитвенному размышлению, раздумью и мысленному страху, просветляется разум. Божиим содействием, которое сопровождает страх Божий, [разум] избегает и спасается от ошибки послушания сатане, порабощающего человека, как правило, через помрачение души. Молитва же, поскольку является размышлением о Боге, естественным образом просвещает сердце.
29. Бывает такая скорбь, которая, как кажется, переносится ради Бога, или за грехи, из-за того, что мы не стяжали божественных [даров], или же их отсутствие мучает нас, однако [на самом деле] это ловушка сатаны, которую он прячет в уме, который в страхе Божием наивно рассуждает, как написано:
«На этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня» , и еще: «Преткновения на пути положили мне».
Печалью по Богу хочет [сатана] отвратить его
от радости и наслаждения по Нему, а страхом греха затянуть его в отчаяние. Любой страх о грехах и печаль о добродетели, не соединенная с надеждой на Божие милосердие, неизменно в одном [направлении] движется и приводит нас в отчаяние. Мы точно знаем, что [в эти моменты] разжигаемся сатаной.
30. Христос, дающий жизнь всему, чтобы обновить человечество, прячущий божество Своё от очей серафимов, в человеческом теле [Ты]`явился видимым миру. Умудри меня в Твоём пути, дай мне, Господи, мудрость, чтобы знать, как приблизиться к Твоему Господству. Пусть воссияет надежда на Тебя в сердце моем, да буду ей опьянен всё время и забуду смертный мир в наслаждении надежды на Тебя. Боже мой, удостой меня забыть [о мире] от движения надежды на Тебя, которая явлена во всех святых. Воистину, братия мои, говорю вам, что человек в миг сей кажется подобным безумцу, когда этой мыслью озаряется сердце [его]. Поверьте мне, потому что я не лгу.
31. Одиночество приобщает нас Божественному Уму и в короткое время беспрепятственно приближает нас к просветленности ума.
33. Пустынное место по причине господствующей там великой нужды стяжает нам смерть сердца
и дает ему [сердцу] поведение ребенка, соединяет его с Богом из-за того, что взор его по необходимости непрестанно обращен к Нему день и ночь.
34. Смирение - это предел собранности ума. Всякий раз, когда рассеивается ум, части смирения отрываются. Если, однако, ты скажешь, что собранная в самой себе мысль может помышлять злое, то покажи мне [хоть] одну из лукавых страстей, которая возникает в уме без образов. Если ум подвергся воздействию материальных образов, то в нем нет сосредоточенности. Если же [материальные образы] рассеиваются, то поистине ясно, что он освободился даже от образов страстей.
35. Безмятежность разума является состоянием [необходимым] для [присутствия] истины в душе, поскольку истина познаётся без образа. Истина есть сияние восходящей в уме Божественной мысли.
36. Всякое размышление над [каким-либо] предметом, к которому оно движется, оставляет в уме отпечаток. Истина же, поскольку у неё нет образа, не оставляет в уме отпечатка в прямом смысле, будь то в материальном или скоплении помышлений. И хорошо сказал мудрец, облечённый в Бога, что разум, который созерцает Бога, свободен от отпечатков и [всего] материального. Итак, каждый образ, возникающий в разуме, ниже истины. Размышление о Боге в уме ставит ум выше образов.
37. Страсть больше не царит в том уме, который умер для мира.
Смерть для мира - это постоянное ожидание смерти. От любви к чему бы то ни было, существующему оживлённо
и бурно, возмущается в уме память об этом. Когда же любовь угасает, то воспоминание еще долгое время остается в человеке. Постепенно она охладевает и сходит на нет, и воспоминание об этом ничем не беспокоит нас - это и есть смерть,о которой я говорил. Когда в нас нет любви ни к чему, то и страсть, связанная с этим, спит, и ни воспоминание, ни образ нас не беспокоит.Если же нас беспокоит воспоминание об этом или его образ, нам следует знать, что [страсть] еще жива в нас из-за любви к нему.
40. Где бы ты ни был, будь один в твоем уме, в сердце - не привязанным [ни к чему] - одиночкой и странником.
46. Слово разбойника, [висевшего] справа, несло [выражение] веры и покаяния. Те же, кто уверовал и молят подобно ему, будь они убийцы или блудники, если кладут конец былым путям, несомненно, не будут отделены и лишены части с ним в полученном им обетовании.
48. За совершение грехов люди получают наказание, тогда как за ошибку ума и превозношение получают они наказание от демонов, поскольку то и другое, в действительности, суть причина богохульства. Наказание за первое есть исправление, за второе - совершенная погибель.
51. Святость - это освящение человека молитвой и силой священного воздействия Духа.
52. Пока наше сердце не освятится в Духе Господнем, мы не можем ясно различать сокрытые движения, происходящие от бесов и от ангелов, от природы и по воздействию Святого Духа.
53. Пока наше слово освящено силой Духа, оно не боится демонов и не подчиняются ему природы, будь то словесные или бессловесные.
54. Пока мы не очистимся от действий греха, не присутствует в наших душах действие Святого Духа, дабы мы стали священными сосудами для схождения Господа.
65. [Он есть] « Рожденный прежде всякой твари» - тех разумных существ, видимых и невидимых, - поскольку Он первым родился в жизнь иного мира после воскресения из мёртвых.
83. День разумной природы состоит в размышлении над таинством [в желании] проникнуть вглубь. Это и означает «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их».