Leave a comment

spread_dragon August 17 2008, 22:00:52 UTC
Да, очень в тему. Но мне кажется, тут однозначного ответа нет. Вот Гумилёв... Помимо того, что я вообще очень нежно к нему отношусь, но он там был, это очерк о войне, на которой он был, доброльвольцем, и фигурируеь он там под своим настоящим именем. Там ещё есть эпизод, где он описывает немецкого солдата (крестьянина), которого он рассматривал, а потом убил. Я очень давно думаю на эту тему, и цитаты эти сидят во мне лет с 18, наверное, когда я это читала в первый раз. Сейчас модно размышлять о пацифизме, а войны идут своим чередом, и в сущности, ничего не меняется в человеческой природе. И Барикко как раз об этом пишет. Война - это красиво, и заменить её человечество ничем не может, посему все разговоры о пацифизме так и остаются всего лишь разговорами.

"Эпидемия травматизма" - я где-то слышала, что так называл войну Пирогов. То есть у войны нет ни реальных причин, ни разумного объяснения - это эпидемия, стихийное бедствие, неизбежное и неподконтрольное никому.

А мне, как человеку профессионально деформированному, не дают покоя фотографии. О каком пацифизме может идти речь, когда люди снимают и с радостью смотрят такие фотографии, и хотят видеть войну именно в таком свете? Даже оставив в стороне разговоры о постановочности, снимать войну красиво - пусть даже не так постановочно, как в первой ссылке, но всё же красиво и правильно, как во второй - разве это не есть воспевание войны? Древние в этом смысле были честнее. И если уж принимать пацифизм как то, к чему мы стремимся, то в данной теме, чем меньше субъективизма, чем меньше красоты и даже профессионализма, тем человечнее - ссылка №3.

Reply

andin August 17 2008, 22:54:19 UTC
Я не знаю, что сказать на эту тему. Мне кажется, красоту можно найти в любом событии, любом моменте существования. При желании.
Я не могу видеть в войне красоту, потому что, если какие-то моменты таковыми и являются - или таковыми показаны - это все же далеко не вся правда. Война - это грязь.
Насчет профессиональной деформации восприятия. Когда был Норд-Ост, я попала на съемку туда уже после штурма. Всюду свечи, свечи, свечи зажженые. И плач, плач...сплошная тяжесть. Невыносимая.
А мне пара друзей из других городов писали: мол, вот это и есть соль профессии, главные сюжеты, которые надо снимать.
Тоже, наверное, в тему.

Я понимаю, о чем говорят авторы приведенных тобой произведений. Но я не могу думать о войне иначе, кроме как с ужасом. Она меня страшит, во всех своих проявлениях. Я и кино на военную тему редко смотрю. Не могу спокойно относиться к тому, что на экране происходит. В общем, я, как и Реут (хотя и по другим причинам), наверное, не смогу обсуждать войну....
У меня не погибали на войне близкие. Погиб ученик - добрый, умный парень. Привезли в цинковом гробу. Памятник ему поставили, ему и еще нескольким мальчишкам, убитым в Чеченской войне. Красивый. Наверное. Лучше бы его не было...

Reply


Leave a comment

Up