Преторианской дворец, Прато (Palazzo Pretorio, Prato)

Jan 26, 2023 10:13


Флоренция сильно утомила своей неимоверной многолюдностью, и я стихийно отправился в близлежащий город Прато, который порадовал не только тишиной и спокойствием, но и вполне закономерным количеством не менее интересных достопримечательностей. Одним из таких оказался Преторианский дворец с достойной коллекцией живописи и скульптур, по залам которого я бродил, на удивление, совершенно один.




Первое документальное упоминание о здании, которое путём перестроек и дополнений получило нынешний вид, датируется 1284 годом, когда Франческо де Фрескобальди приобрёл дом-башню у семьи Пипини. В этом доме были обустроены помещения под административные и судебные нужды, в подвале размещена тюрьма.



Мастера из Флоренции расширили здание между 1334 и 1338 годами - к южной его части было пристроено крыло из белого известняка. Эта пристройка на фоне сурового кирпичного здания выделяется своим элегантным декором снаружи - большими изящными сводчатыми окнами, и просторными помещениями внутри.



Позднейшие переделки частично изменили средневековый облик дворца. Некоторые стрельчатыми окнами восходят к XVI-му веку и восстановлены позднее. Колокольная башенка и часы, спроектированные Нанни Унгеро, сооружены в 1534 году.



Наружная лестница сохраняет аркаду появившуюся в XVI-м веке, лестничные пролёты перестроены в XVIII-м веке и восстановлены в начале ХХ-го века.



С середины XVIII-го века во дворце располагались правительственные учреждения великого герцогства Тосканы, которые были децентрализованы в более крупные и более современные сооружения в течение XIX-го века. Это привело к запустению дворца, и в конце века он находился в довольно плохом состоянии. Рассматривался вопрос лаже о сносе здания, однако решено было провести реставрационные работы, которые начались в 1890 году и продолжились до начала 1920-х. После этого во дворце разместился филиал музея Муниципальной галереи.

Очередные реставрационные работы были начаты в 1998 году и закончился в 2013, после чего во дворец пополнился новыми произведениями искусства. Здесь открылась экспозиция средневековой живописи под названием "От Донателло к Липпи".



Музей открыт ежедневно, кроме четверга, с 10.30 и до 18.30. Стоимость билета 8 евро.
Сайт музея, где можно найти более подробную информацию по всем тарифам - http://www.palazzopretorio.prato.it/

Залы преторианского дворца украшены фресками, изображениями гербов и каменным декором, свидетельствующем о многовековой истории здании. Особенно интересны огромные залы первого и второго этажа дворца, сохранившие оригинальные фрески (Беттино из Корсино, 1307 г. и Пьетро и Антонио ди Миниато, 1425 г.), а с третьего этажа открывается великолепный вид на город. Стоит обратить внимание на оригинальные потолки, сооруженные из деревянных разукрашенных балок.





И снаружи, и внутри здания можно увидеть многочисленные живописные и каменные изображения гербов всех глав исполнительной и судебной власти, призванных в город  для его администрирования, чьи полномочия длились около шести месяцев.



Ну а теперь можно пройтись по залам музея.












И немного об отдельных мастерах и экспонатах музея.

"Мадонна с младенцем и ангелами" Донателло и глазурованная терракота Лука дела Роббиа.



В музее представлено несколько работ Фра Филиппо Липпи и его сына - Филиппино Липпи.



Филиппо Липпи родился во Флоренции в 1406 году. Став сиротой в возрасте восьми лет, он был отдан в монастырь, где в 15 лет стал монахом, дополнил своё имя словом "фра"  («фра» - сокращение от итал. frate, то есть брат).

В Прато, где у Филиппо были кое-какие родственники, он прожил несколько месяцев и с этим периодом связана довольно скандальная история. Монахинями из монастыря Санта Маргарита у Филиппо Липпи был заказан образ для главного алтаря, и в качестве модели им была выбрана молодая и симпатичная монашка Лукренция Бути. Добившись должного разрешения на написания её портрета в качестве образа Богоматери, Филиппо в процессе работы влюбился в девушку, а затем похитил Лукрецию у монашек. Монахини были весьма опозорены этим обстоятельством, как и отец Лукренции Франческо, который приложил немалые усилия, чтобы вернуть дочь, но она предпочла остаться с Филиппо, от которого  впоследствии родила двоих детей - Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи, получая от него заказы на протяжении всей своей творческой жизни. Старший сын Филиппо - Филиппино, перенял талант своего отца, и также стал художником. Его работы тоже можно увидеть в собрании музея.



Одним из экспонатов музея  - портрет Великого Тосканского герцога Франческо I Медичи написанный Масо да Сан Фриано в 1570 году.



С этим именем также связана скандальная и детективная история, распутанная только в начале нынешнего века. Франческо Медичи правил Тосканой с 1574 года и до своей смерти в возрасте 46 лет наступившей 17 октября 1587 года после 11 дневной болезни. Несколькими часами позже скончалась его жена -  венецианская красавица  Бьянка Капелло. Было объявлено, что супруги скончались от поразившей их малярии, но долгое время существовало серьезное подозрение в убийстве, которое так и не было доказано.

Нынче итальянские ученые полагают, что раскрыли преступление четырехсотлетней давности. Историки давно подозревали, что Франческо Медичи и его вторая жена Бьянка Капелло не скончались от малярии, а были отравлены мышьяком и, вероятно, что отравителем был брат Франческо - кардинал Фердинандо Медичи. Донателла Липпи, профессор в области истории медицины и трое её коллег - Франческо Мари, Альдо Полеттини и Элизабета Бертоль исследовали фрагмент бедренной кости и волосы, взятые из склепа Франческо во флорентийской Капелле Медичи. Тесты убедительно доказали наличие мышьяка, тем самым, подтвердив предположение об убийстве герцога и его жены.

Франческо Датини - один из знаменитых жителей Прато, чей портрет украшает здешний музей и чей памятник установлен у Преторианского дворца.



Родился Датини в1335 году в Прато в небогатой семье владельца таверны, рано осиротел во время эпидемии чумы 1348 года. С юных лет Датини обучался основам коммерции и учета, работая продавцом специй, украшений, шерсти в мелких лавках Флоренции вплоть до 1363 года. В возрасте 28 лет создал собственную фирму в  Авиньоне, в 1383 году открыл промышленные компании в Пизе и во Флоренции, в 1392 г. открыл торговые представительства в Генуе и Барселоне, и, наконец, в 1398 г. им была основана особая банковская компания во Флоренции. Хотя многие из своих бухгалтерских книг и деловых писем Датини начинает словами «Во имя Бога и наживы», в делах он проявляет величайшую осмотрительность. Он широко применяет страхование всех своих операций, разделяет и специализирует свои предприятия, превращая их из филиалов единой гигантской централизованной компании в мобильные самостоятельные предприятия. Но львиная доля капитала в последних все равно принадлежала Датини. Когда какое-либо из образованных предприятий становилось малоприбыльным или излишне рисковым, Франческо прибегал к его закрытию.

Подобная осторожная политика дала возможность компании Датини сохранить экономическую мощь до самой смерти ее главы, которая последовала в 1410 г. Промышленник, торговец и банкир оставил огромное по тем временам состояние в 72 тысяч лир (247 кг золота), которое вместе с дворцом было завещано благотворительному учреждению города.
Благотворительна организация "Ceppi" и по сей день занимается благотворительностью: устраивают обеды для неимущих, помогают оплачивать обучения нуждающимся студентам, оказывают материальную помощь воспитательным домам и церкви Святого Франческа, где похоронен Датини.

Текст, фото - @ SPRATO

историческое здание, livejournal maps, Прато, Тоскана, sprato, музей, дворец, скульптура, Италия

Previous post Next post
Up