Церковь Санта Тринита - одна из интереснейших церквей Флоренции, которая к большой радости, оказалась малопопулярной у многочисленных туристов этого города. Может это от того, что её фасад не такой соблазнительно зазывающий, как фасады главного собора города или церквей Санта Мария Новела или Санта Кроче, может просто на неё просто не хватает времени, ибо во Флоренции бесконечное количество достопримечательностей, а может их отвлекают бесконечные бутики с известными итальянскими марками расположенными по соседству с церковью.Так это или иначе, а факт практического безлюдья внутри церкви сильно порадовал.
Церковь Санта Тринита - удивительный гибрид разнообразных стилей. Возникшее в первой половине XI-го века как довольно скромное здание в романском стиле, на протяжении последующих веков оно перестраивалось и дополняло свой декор в соответствии с архитектурными веяниями нового времени.
Церковь была построена религиозным орденом валломброзийцев, основанным Джованни Гуальберто, аристократом, принявшим монашеский постриг. Как молвит поверье, одним днём - а дело происходило в Страстную пятницу - Гуальберто рыскал по Флоренции в поисках убийцы своего брата. Когда он схватил убийцу и уже готов был убить его, тот вдруг упал на колени и попросил о пощаде, воскликнув: "Ради Бога прости меня!". Гуальберто не смог опустить меч и, вложив его в ножны, сказал: "Я тебя прощаю". После этого Гуальберто отправился в церковь Сан Митьяно аль Монте, припал к распятию Христа и произнёс: "Прости и Ты меня, раз я простил" - и изображенный на большом храмовом Распятии Христос склонил голову в знак согласия. Оставаться после такого чуда в миру не смог и вопреки недовольству своего отца, принял постриг в монастыре Сан Миниато, а со временем стал основателем монастыря в Валламброзе (Тоскана), вокруг которого затем организовался небольшой монашеский орден. Кстати, само распятие позднее было установленное в одной из капелл церкви Санта Тринита.
За пределами же городских стен тогдашней Флоренции было сооружено довольно простое и аскетичное здание небольшой романской церкви и скромность её была обусловлена уставом ордена валломброзийцев, а в конце XII-го века, в связи с расширением городского пространства церковь стала частью Флоренции.
Во второй половине XIII-го века начались работы по перестройке и расширение церкви, после чего она приобрела готический вид. Некоторые реконструкции были осуществлены и в следующем веке, прерваны эпидемией чумы, и окончательно завершёны лишь в 1405 году.
За это время церковь получила титул аббатства, а её престиж нашёл отражение в большом количестве произведений искусств, украсивших как главный алтарь, так и вновь возведённые боковые капеллы. Внутренние стены были покрыты многочисленными фресками, в значительной степени разрушенных за время последующих перестроек церкви.
Одним из шедевров церкви на то время была алтарная картина "Маэста" заказанная монахами в конце XIII-го века у флорентийского художника Джованни Чимабуэ. По непонятным причинам во второй половине XV-го века её заменила другая работа, после чего Маэста неоднократно меняла своё местоположение - сначала она была установлена в другой капелле церкви, затем перенесена в монастырский лазарет, затем переехала в Галерею Академии, и завершила своё странствие в галерее Уффици. Украшением главного алтаря теперь служит триптих Мариотто ди Нардо «Троица», написаннаяим в 1406 году.
В конце XVI-го века, в период Контрреформации, во Флоренции началось обновление церквей. Валломброзианскими монахами был нанят известный на то время архитектор Бернардо Буонталенти для реконструкции церкви и перестройки примыкающего к ней монастыря. Им был создан проект внутреннего монастырского дворика с аркадами и дорическими колоннами реализованный Альфонсо Париджи в 1584 г. Десять лет спустя пять же по проекту архитектора Буонталенти был перестроен фасад церкви в стиле маньеризма. В это же время проводились реконструкция и оформление алтарей и капелл церкви Санта-Тринита.
В начале XVII-го века над центральным порталом появился барельеф с изображением святой Троицы - работа Пьетро Беллини и Джованни Баттисты Каччини.
Джованни Баттиста Каччини выполнил и скульптуру св. Алессия, установленную на фасаде церкви.
В этот же период установили деревянные двери, украшенные изображениями монахов Валломброзианского ордена причисленных к лику святых.
В XIX-м веке были проведены реставрационные работы с целью восстановить готический облик внутреннего интерьера церкви. В это же время её убранство пополнилось произведениями искусств перемещённых из секуляризированной церкви Сан-Панкрацио. Среди них фреска «Святой Гуальберт и валломброзианские святые» работы Нери ди Биччи (1455) и гробница Беноццо Федериги работы Луки делла Роббиа.
Церковь Санта-Тринита - это бесплатный музей средневековой живописи, ибо здесь находится довольно приличная коллекция художественных произведений созданных на протяжении XV-XVI-го веков. Но главными достопримечательностями этой церкви являются две капеллы - капелла Бартолини-Салимбени и капелла Сассети.
Одна из капелл по правой стороне церкви носит имя знатной флорентийской семьи, перебравшейся в город из Сиены - Бартолини Салимбени, чей дворец находился по соседству с церковью и кому принадлежала эта капелла. Она расписана фресками на тему жизни Девы Марии флорентийским мастером Лоренцо Монако. Странное отношение к своему наследию и стремление к новым тенденциям привели к тому, что со временем фрески были покрыли толстым слоем побелённой штукатурки. Их обнаружили только в 1885 году, после чего фрески обрели вторую жизнь. Но в 1944 году, во время подрыва фашистами близлежащего моста Санта Тринита, сила взрыва была такой, что обрушила многие фрески церкви. В 1961 году началось их восстановление, но как видно по фотографиям, некоторые их фрагменты были утрачены безвозвратно.
Лоренцо Монако принадлежит и алтарная работа "Благовещание".
Самое интересное в церкви Санта-Тринита - капелла Сассетти. Она была расписана Доменико Гирландайо на сюжеты из жизни св. Франциска по заказу Франческо Сассетти, управляющего банка Медичи и друга Лоренцо Великолепного. Гирландайо использовал религиозные сюжеты для того, чтобы изобразить Флоренцию XV-го века и её людей.
В сцене с исцелением больного мальчика дело происходит на площади Санта-Тринита. Здесь можно разглядеть оригинальный романский фасад церкви, старинный вид моста Санта-Тринита и палаццо Спини рядом с которым стоят почтенные купцы Филиппо Строцци и Мазо Альбицци. Здесь же, кстати, имеется и автопортрет художника. Он стоит опираясь рукой на бедро и смотрит не на воскресшего ребенка, а будто бы на вас.
В самой верхней сцене, где папа Гонорий III-й одобряет устав францисканского ордена, запечатлен Лоренцо Великолепный, причем не красавцем-кавалером, как то было принято среди придворных художников, а таким, каким он был на самом деле - угрюмым и кривоносым. Он стоит в правом углу фрески, рядом с заказчиком Франческо Сассетти. На заднем плане фрески изображена площадь Синьории с дворцом и лоджией. По лестнице поднимается Анджело Полициано - придворный поэт и друг Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. Они следуют за ним - Пьеро, которого в 1494 году изгонят из Флоренции последователи Савонаролы, Джоваппи - будущего папу Льва Х-го и Джулиано - будущего герцога Немурского. За мальчиками мирно следуют их наставники - поэт Луиджи Пульчи и Маттео Франко, которые в жизни непрерывно ругались и совершенно друг друга не выносили.
Кисти Гирландайо также принадлежит алтарная работа "Поклонение пастухов", представляющая удивительную смесь ренессансной и классической иконографии. Вместо яслей, где родился младенец Христос, на картине изображён древнеримский саркофаг. Фигуры девы Марии и пастухов расположены среди классических мраморных колонн, а на заднем фоне виднеется триумфальная арка, более подходящая для античного форума. По бокам картины фрески с изображениями молящихся Франческо Сассетти и его женой Нерой.
Часовня Давицци оформлена в стиле барокко и украшена картиной "Проповедь Иоанна Крестителя" Франческо Курради, выполненной в 1649 году.
В часовне Чиалли-Серини размещена алтарная работа "Мадонна с младенцем и четырьмя святыми" написанная Нери ди Биччи в 1466 году.
В Капелле Бомбени, второй слева, хранятся такие шедевры, как «Мистическое обручение святой Екатерины Сиенской» Антонио дель Черайоло, «Святой Иероним» b «Благовещение» Ридольфо Гирландайо.
Капелла с мощами Джованни Гуальберто разработана в конце XVI-го века Джованни Каччини и украшена фресками Доменико Крести на темы связанные с передачей мощей святого и их почитанием.
Алтарь в капелле Спини украшен деревяной скульптурой "Кающаяся Мария Магдалина". Это работа тосканского скульптора Дезидерио да Сеттиньяно, выполненная им в 1455 году. Святая изображена измождённой, в рубище, после долгих лет отшельничества и её главным атрибутом - сосудом с благовонием. В капелле Даванцати расположена гробница Джулиано Даванцати для которой был применён римский саркофаг.
В капелле Компаньи расположена картина «Коронование Богородицы» неизвестного автора.
Ещё одна работа Нери ди Биччи «Коронование богородицы» (1481 г.).
Витраж и надгробная плита
Купель
Текст, фото - @ SPRATO