Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва (Palace & Park Ensemble Tsaritsyno, Moscow)

Mar 28, 2022 06:23


История дворцово-паркового комплекса Царицыно, словно история Золушки из сказки Шарля Перро, где сочетается тяжелая и грустная жизнь героини, нелюбовь мачехи и счастливое завершение сказки.



В 1590-х годах земли, лежавшие вниз по Москве-реке от Коломенского до устья Пахры, принадлежали семейству Годуновых и  носили малопривлекательное название «Чёрная Грязь».

Большой дворец.




На протяжении почти двух веков земля переходила из рук в руки, пока  в 1775 году Чёрная Грязь, со всеми своими постройками и парком, не была куплена Екатериной II у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. А случилось это так. Российская императрица в мае 1775 года поселилась в царском селе Коломенском и совершала отсюда прогулки по окрестностям. Вообще-то Екатерина не любила эту свою резиденцию и отзывалась о ней презрительно: «против Царского села Коломенское все равно что дрянная пиеса в сравнении с трагедией Лагарпа». 4 мая императрица совершала свой очередной вояж и обнаружила, что неподалеку от Коломенского есть очень интересные места. Вот как она описала это в своем письме в Париж к барону Гримму: «Ее императорскому величеству прискучило бродить по лугам и долам села Коломенского, где предоставляется на выбор или мочить ноги, или карабкаться на горы наподобие козы, и вот, в один прекрасный день ее величество изволила выехать на большую дорогу, которая ведет из Москвы в Каширу... Дорога привела к огромному пруду, рядом с которым был еще пруд больше и живописнее; и этот пруд принадлежал не ее величеству, а соседу ея, князю Кантемиру. Вот гуляющие, направляясь от одного пруда к другому, то пешком, то на лошадях, на расстоянии семи верст от Коломенского, начинают завидовать чужому имению, хозяин которого, старик за 70 лет, совершенно равнодушен и к водам, и к лесам и ко всем живописным видам, приводящим в восторг посетителей. Он только и делал, что играл в карты и бранился, когда проигрывал». «Бранившимся стариком» был никто иной, как князь Сергей Дмитриевич Кантимир, а имение, вызвавшее зависть императрицы - подаренная когда-то Петром I Дмитрию Кантемиру усадьба Черная Грязь.

Большой дворец и Хлебный дом.



Большой дворец и Хлебные ворота



После покупки имения, часть лета 1775 года Екатерина провела в небольшом деревянном дворце, в срочном порядке построенном всего лишь за две недели. Императрица, очарованная местными пейзажами, решила дать этим землям более благозвучное название.  В одном из писем барону Гримму Екатерина писала: "Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай". В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный. Представленный архитектором проект понравился Екатерине II. 20 ноября 1775 года был подписан указ о выделении с января 1776 года 30 тысяч рублей и в мае 1776 года началось строительство дворцового комплекса.

Зодчий запланировал строительство целого городка - пять дворцов для Екатерины II и её сына цесаревича Павла Петровича с семейством, а вокруг целую  россыпь построек для придворной знати, домиков для прислуги, павильонов, декоративных сооружений, мостов. Также был распланирован пейзажный парк с сохранением  большинства существовавших посадок.
Проект Баженова.




1. Большой мост через овраг. 2. Кавалерский корпус. 3.  Шестигранный павильон (не сохранился). 4. Крестообразный павильон (не сохранился). 5.  Фигурный мост. 6. Камер-юнгферский павильон (не сохранился). 7. Малый дворец Екатерины II. 8. Дворец на луговине («Оперный дом»). 9. Фигурные ворота. 10. Церковь  середины XVIII века. 11. Кавалерский корпус («Восьмигранник»). 12. Большой Кавалерский корпус (разобран по приказу Екатерины). 13. Дворец Екатерины II (разобран по приказу Екатерины). 14. Дворец наследника Великого князя   Павла (разобран по приказу Екатерины).  Дворцы Екатерины и Павла в процессе строительства были соединены корпусом для детей Павла. 15. Кавалерский морпус. 16. Кухонный корпус («Хлебный дом»). 17. Управительский корпус (не сохранился). 18. Конюшни (не были построены). 19. Башня с часами (не была построена). При строительстве появилась галерея с воротами, связавшая дворец Павла и Кухонный корпус.

Малый дврец.



Средний дворец (Оперный дом).



Местом для расположения своего ансамбля зодчий избрал высокий треугольный мыс между прудом, образовавшимися из разлившейся речки Городенки, и врезавшимся в него оврагом. С третьей стороны подступал «девственный» лес, впоследствии превратившийся в пейзажный парк. Для архитектора этот проект стал смыслом всей жизни. В первый же год, на выделенные средства, работы пошли успешно. Но когда возникли проблемы с финансированием, чтобы не останавливать строительство, Баженову приходилось даже брать кредиты на своё имя и вести стройку за свой счёт. Во время работы над царицынским ансамблем Баженов был вынужден продать свой дом в Москве вместе со всей обстановкой и библиотекой и имение жены, а к 1784 году на Баженове числилось около 15 тысяч рублей долга.
Наконец, в начале 1784 года на завершение строительства деньги были выделены. Неожиданная щедрость казны была связана с тем, что на следующий год императрица запланировала поездку в Москву. Среди прочих дел она хотела осмотреть затеянные ею новые московские постройки: одновременно с царицынским ансамблем строился дворец в Коломенском под руководством Карла Бланка, а в Кремле - Сенатский дворец Матвея Казакова.

Фигурный мост должен был служить парадной аркой при въезде в царскую резиденцию со стороны прудов.



Памятник архитекторам В.Баженову и М. Казакову и Хлебные ворота.





К 1785 году Василий Баженов возводит в Царицыне уникальный дворцовый комплекс, насчитывающий семнадцать построек. На границе между основной застройкой и цветочным партером стояли два дворца-близнеца. Один, ближе к пруду, предназначался для Екатерины II (это был ее «Большой дворец»), другой - для «их императорских высочеств», семьи наследника престола, великого князя Павла. Дворцы были двухэтажными, с высокими ажурными парапетами. Над каждым, в центре, возвышался купол, увенчанный колонным бельведером-«беседкой». Вначале между дворцами царицы и великого князя Баженов запланировал оранжерею. Но, пока шло строительство, в семье наследника родились великие князья Александр (будущий царь) и Константин. Тогда зодчий предложил, а государыня одобрила объединить дворцы-близнецы «Дворцом для детей императорской фамилии».  Для Екатерины II Баженов возвел еще два дворца: «Средний» и «Малый». Он расположил их на высоком берегу пруда. Вместе с основным они составили группу дворцов императрицы. Архитектурный ансамбль дополняли Большой Кавалерский корпус, Камерюнфарский корпус, Третий Кавалерский корпус, здание Кухонь и прочие сооружения, разных размеров и конфигураций. В ансамбль была вписана церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, построенная в середине XVIII-го века, при предыдущих владельцах. Для более быстрого и удобного подъезда к селу прокладывается"Царицынский проспект" обсаженный березами. Аллея протянулась на две версты выводя напрямую в Коломенское.

Здание Кухонь, в котором Баженов объединил все необходимые в дворцовом хозяйстве службы (кухни, кладовые, прачечные и пр.).  Его внутренний дворик должен был скрыть хозяйственные «будни» усадьбы от ее обитателей. На двух фасадах, обращенных к ансамблю, помещены рельефные эмблемы: каравай хлеба с солонкой на нем. Видимо, по ним Кухонный корпус впоследствии получил название «Хлебный дом».



Внутренний двор Хлебного дома. Фото Валерия Ульянова.



Однако почти полностью завершенное, Царицыно так и не стало действующей императорской резиденцией. В начале лета 1785 года Екатерина II, прибывшая на короткое время в Москву, изволила посетить село Царицыно в сопровождении архитектора. После прогулки в парке императрица отбыла в Коломенское и,  казалось, ничто не предвещало грядущей катастрофы. Однако, спустя некоторое время вышло высочайшее распоряжение о сносе сооружений, предназначенных для императорской фамилии: Большого дворца Екатерины II, объединенного с дворцами Павла и великих князей Александра и Константина, а также Кавалерского корпуса, то есть почти всей центральной части ансамбля. Сама императрица писала наследнику Павлу Петровичу, что ее Большой дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нем было бы невозможно жить», а более подробно описывала свои первые впечатления от интерьеров барону Ф.М. Гримму: «Своды оказались слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары тесными, залы темными, лестницы слишком узкими».

Третий кавалерийский корпус.



Кавалерский корпус (Восьмигранник).



Это стало большим ударом для архитектора. Баженов сначала попытался приспособиться к новым требованиям императрицы, но охладев к нему, Екатерина утверждает на проект другого московского архитектора -  М. Ф. Казакова, который продолжил строительство. Дворцы, построенные Баженовым, к июлю 1786 года  были снесены до основания, позднее их судьбу разделили Большой Кавалерский и Камерюнфарский корпуса.

Вполне возможно, что архитектор попал в опалу из-за своей симпатии к масонам. Известно, что Василий Баженов имел тесные контакты с масонами и построил для них несколько сооружений. В большом количестве представлены масонские символы и в декоре сооружений в Царицыно. Вот, что писал про масонские символы и Баженова в 1785 г. граф Брюс Екатерине II: «И дело даже не в том, что баженовские строения в Царицыне украшены множеством масонских символов. Сие малый грех. А великий - в другом. Господин Баженов в качестве композиции, построения царицынского ансамбля избрал не дворцовый принцип, а монастырский. Только вместо собора он означил увеселительный дворец, вместо часовен и церквей - беседки для кавалеров и дам. Сдается мне, что это издевательство над святынями православия, что, видимо, является обязанностью масона».

Фасад Большого дворца. 1-й вариант. Чертеж М. Ф. Казакова. 1785 г.



В течение следующих десяти лет на месте разрушенных строений, Михаилом Казаковым  было возведено  внушительное здание Большого дворца в стиле неоготики. Но, завершение строительства  дворца было прервано с кончиной императрицы в ноябре 1796 года. Спустя несколько месяцев в Москве был коронован Павел I. Вскоре император посетил Царицыно, после чего был издан указ о прекращении работ. Грандиозная эпопея двадцатилетнего строительства оказалась незавершенной. Ансамбль, созданный двумя прославленными русскими зодчими, так и не был востребован по прямому назначению.

В. Аммон. Вид усадьбы Царицыно. 1835 г.



В последующие годы недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX-го века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью. За время короткого правления Павла здесь не проводилось никаких работ; лишённый должного ухода, стал засыхать кантемировский «геометрический сад».

А. Н. Голицын. Вид на Большой дворец, Галерею-ограду с воротами и Кухонный корпус со стороны парка. 1893 г.



А. Н. Голицын. Вид на Большой дворец и Галерею-ограду с воротами (со стороны двора). 1893 г.



А. Н. Голицын. Фигурные («Виноградные») ворота. 1893 г.. Фигурные ворота - одно из самых удивительных и самых замечательных сооружений Баженова в Царицыне. Иногда их называют Виноградными воротами-по белокаменной грозди винограда, «гирькой» свисающей в проеме арки.



А. Н. Голицын. Второй Кавалерский корпус («Восьмигранник»). 1893 г.



При Александре I Царицынский парк стал доступен для гуляний. А в 1856 году, в начале царствования Александра II, специальным указом в Царицыне и Коломенском было дозволено пить чай гуляющей публике. В Царицынском парке появились временные чайные домики; помимо этого, под них также приспособили некоторые баженовские строения. Наконец, в 1860 году, после ревизии признавшей, что содержание имения не приносит существенных доходов, Царицыно было передано из ведомства, управлявшего царским имуществом, в Департамент уделов. Тем самым Царицыно перестало быть личной собственностью императорской фамилии.

Большой Мост, перекинутый через ров напоминает древние римские акведуки.



Став собственностью казны, Царицыно должно было приносить доход. Сначала предполагалось продать все постройки на снос и разбор за 82 000 рублей, но покупателя не нашлось. Одновременно по решению Московской удельной конторы часть царицынских земель была отдана в аренду под дачную застройку и в 1870-х годах возник целый дачный посёлок Новое Царицыно. Общее состояние бесхозных дворцовых построек неуклонно ухудшалось.

Заброшенное оранжерейное хозяйство пошло под снос; некоторые здания и павильоны эпизодически эксплуатировались и лишь тогда подвергались косметическому ремонту, но большая часть построек по-прежнему находилась в запустении. В 1880 году случилось частичное обрушение кровли Большого Царицынского дворца; во избежание несчастных случаев было решено снять остатки крыши и разобрать каркасы готического завершения башен.



В первые годы Советской власти уцелевшее здание Первого Кавалерийского корпуса было использовано органами местной власти, а в начале 1920-х  годов в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов.

В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки. Уже на следующий год в помещении Третьего кавалерского корпуса открылся музей, который просуществовал до 1935 года, после чего в здании устроили сельский клуб с кинотеатром.

В 1936 году по заданию Моссовета был разработан проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.

В 1939 году был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля; в здании была оборудована трансформаторная подстанция.

Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник.



С 1927 года и в последующие десятилетия, отдельные декоративные архитектурные сооружения периодически подверглись ремонтно-реставрационным работам, но самое грандиозные работы по восстановления исторического комплекса произошли в конце XX века. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов и почти все они к 2004 году были отреставрированы. В этом же году музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 году в Царицыно развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. 2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие  дворцово-паркового комплекса Царицыно. Сегодня, несомненно, это красивейшее и интересное место стало одной из главных достопримечательностей Москвы, да  и России. И, чтобы не говорили скептики, по поводу того, нужно ли было восстанавливать это невостребованное российскими императорами строение или нет, можно гордиться тем, что Царицыно не исчезло, как многие другие исторические памятники России и его нынешним видом. При возможности, с удовольствием вновь вернусь сюда снова и снова.





Ниже фотографии внутреннего интерьера дворца. Текст и фотографии взяты с сайтов - http://www.tsaritsyno-museum.ru/ и http://www.angelfire.com/pa/ImperialRussian/news/tsaritsyno.html

На трех этажах Большого дворца М. Ф. Казаков спроектировал около 120 помещений. Но замыслы зодчего по их отделке остаются неизвестными. В ходе реконструкций дворца 2005-2007 годах его важнейшие помещения получили ансамблевое художественное оформление по мотивам архитектурных стилей конца XVIII - начала XX века.

Парадная лестница. Парадную лестницу по центру здания Казаков завершил на втором этаже, где должны были располагаться апартаменты Екатерины Второй и императорской фамилии. Вход же на третий этаж он планировал по лестницам в башнях по сторонам центральной части дворца главного (северного) фасада.



Екатерининский зал. На втором этаже Большого дворца, по сторонам от парадной лестницы, Казаков разместил два одинаковых по размерам приемных зала-галереи. Западный зал предварял собственные апартаменты Екатерины Второй. В ходе реконструкции из него был сделан выход на балкон огромного двухсветного помещения. Золотыми буквами по верху стены над балконом выбито вечно актуальное высказывание Екатерины Второй: «Власть без доверия народа ничего не значит». Этот новообразованный зал со входом на первом этаже стал главным парадным залом реконструированного Большого дворца и назван «Екатерининским».





Важным украшением «Екатерининского зала» является статуя императрицы Екатерины Второй работы выдающегося русского скульптора А. М. Опекушина (1838-1923). Это произведение из каррарского мрамора (высотой 260 см и весом более 3 тонн) было создано мастером в 1889 году для конкурса на памятник императрице от «благодарных армян» города Ростова-на-Дону. Ростовские власти предпочли тогда другой проект, а статуя Опекушина украсила в 1896 году зал заседаний Московской городской Думы. После Октябрьской революции она путешествовала по разным хранилищам и уцелела буквально чудом. В 1930-х годах ее хотели применить для изготовления мраморных бюстов Карла Маркса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. С 1952 года статуя хранилась в Ереване в Государственной картинной галерее Армении. В 2003 году правительство Москвы и Республики Армении договорились о возвращении скульптуры в Москву. В 2006 году было решено установить ее во вновь созданном «Екатерининском зале» Большого дворца.



Таврический зал. Перед апартаментами цесаревича Павла Петровича в восточном (обращенном к Хлебному дому) крыле Большого дворца должен располагаться приемный зал, равный по размерам залу перед апартаментами Екатерины Второй в западной части здания. После реконструкции дворца в 2005-2007 годах этот зал сохранил свои габариты и местоположение. Он назван «Таврическим» в честь славных свершений России во второй половине XVIII века, среди которых и завоевание при решающей роли князя Г. А. Потемкина-Таврического полуострова Крым (Тавриды).



Общее художественное оформление «Таврического зала» призвано напомнить о славных творцах русской истории и культуры в царствование Екатерины Второй. Его главную тему обозначает живописный плафон «Триумф Екатерины Второй» работы Игоря Лозинского (при участии Виктора Миронова). Эта тема поддержана и картиной Василия Нестеренко, посвященной знаменитому празднику основания в 1787 году российского флота в Севастополе. Кисти В. Нестеренко принадлежат также портреты выдающихся деятелей России второй половины XVIII века - Г. А. Потемкина-Таврического, П. А. Румянцева-Задунайского, А. В. Суворова, Н. И. Панина, Г. Г. Орлова, А. Г. Орлова-Чесменского, Ф. Ф. Ушакова, И. И. Бецкого. Галерея скульптурных портретов - императора Павла Первого, Александра Первого и Николая Первого, великого князя Константина Павловича, а также М. В. Ломоносова, княгини Е. Р. Дашковой, Н. М. Карамзина, Г. Р. Державина - создана творческим коллективом под руководством известного московского скульптора Александра Бурганова.




Третий этаж. На третьем этаже центральной части Большого дворца по всей ее протяженности Казаков первоначально спроектировал огромный двухсветный зал-галерею. Он предназначался для пышных царских церемоний, приемов и балов с участием придворных вельмож и приглашенной знати. В начале 1793 года (на восьмом году строительства) Екатерина Вторая приказала уменьшить дворец на один этаж. Казаков вынужден был отказаться от второго яруса окон в этом парадном зале. В итоге он стал несоразмерно низким и потому менее репрезентативным. Вновь построенная в 2005-2007 годах парадная лестница дворца разделила изначально единое пространство третьего этажа на два равновеликих помещения. Оба новых зала получили художественное оформление под «неоготический стиль» XIX - начала XX века. Они именованы «Баженовским» и «Казаковским» в честь создателей царицынского ансамбля - архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В них проводятся выставки, концертно-театральные представления, научные конференции и другие публичные мероприятия.


Подборка текста, фото - © SPRATO

Россия, livejournal maps, фонтаны Москвы, sprato, фонтан, дворец, дворцово-парковый комплекс, Москва

Previous post Next post
Up