Гробница Филиппа Второго

Nov 26, 2011 14:52

Просматривая старые журналы, наткнулся на номер журнала Англия за 1991 г. Там есть статья о реконструкции внешности по черепам, в том числе приведено изображение реконструкции облика отца Александра Великого Филиппа Второго, по черепу, найденному в царской гробнице в Македонии.
Далее текст и фотографии из различных источников, кое-где мои комментарии.



У подножия Пиерийских гор в Македонии рядом с местностью Вергина археологи открыли несколько гробниц, расположенных ря-дом с развалинами царского дворца эллинистического времени. Раскопки большого могильного холма (диаметр - 110 м, средняя высота - 12 м) привели к открытию просторного купольного захоронения, в котором было найдено богатое разнообразие предметов, удачно избежавших расхищения. В гробнице обнаружили саркофаг, в котором частично сохранилась богато отделанная золотом и пурпуром одежда. Керамика позволила установить, что захоронение было сделано в середине IV в. до н.э Очень вероятно, что исследователи выяви ли могилу Филиппа II и одной из его жен (возможно, Клеопатры). Расположение Вергины соответствует расположению бывшей македонской столицы Эги, где размешались царские захоронения. Многочисленные фигурки из слоновой кости изображали членов царской семьи.





Филипп и Александр. Возможно единственное прижизненное изображение Александра. Вообще-то в гробнице есть фрески со сценами охоты, там, как полагают, есть изображение принца Александра на лошади. Есть также еще и богатый мраморный сидонский саргофаг одного из полководцев Александра Антигона Одноглазого, ныне в стамбульском историческом музее (о нем расскажу в другой раз), там есть конное изображение Александра.

Pаскопки в Вергине позволили определить местонахождение Эг, одной из древнейших столиц Македонии. Именно в этом городе традиционно хоронили царей династии Аргеадов и отпрысков царского дома. Наследнику следовало провожать погребальный кортеж и руководить погребальными церемониями. Таким, например, был первый долг Александра III по отношению к своему отцу Филиппу II.



Pаскопки в Вергине позволили определить местонахождение Эг, одной из древнейших столиц Македонии. Именно в этом городе традиционно хоронили царей династии Аргеадов и отпрысков царского дома. Наследнику следовало провожать погребальный кортеж и руководить погребальными церемониями. Таким, например, был первый долг Александра III по отношению к своему отцу Филиппу II.



Стадион, где был убит Филипп.









Ларец, в котором хранился череп.

















Вергина: могила Филиппа II или Филиппа III?

С момента первой идентификации принадлежности трех захоронений (I, II, III) в Вергине, предложенной греческим археологом Манолисом Андроникосом, был проведен ряд иссле-дований и выдвинуты новые гипотезы.
Реконструкция, которая, как кажется, наилучшим образом соответствует существующей сегодня документации, является следующей. В 370 г. Александр I соорудил гробницу I, предназначенную вместить в себя останки Аминты III, первого представителя его линии, которая стала царской после Александра I; для этой цели Александр I выбрал отличительное место. Рядом с могилой он воздвиг алтарь, который, возможно, назывался Аминтеон, как в Пидне, и там отправляли культ обожествленного Аминты. Сейчас мы не знаем, был ли Аминта кремирован; наличие «многочисленных костей», упомянутых в рапорте, подсказывает, что, возможно, он не был кремирован, и что другие люди были захоронены там прежде. В 336 г. до н.э., после убийства Филиппа II, Александр III несколько недель улаживал дела в Македонии и вел расследование обстоятельств убийства. За это время была сделана часть работ по строительству могилы Филиппа. Для нее был разработан проект, который не знала ни одна другая могила, построенная ранее в Македонии. Когда виновные в убийстве были найдены, «Александр принял все возможные меры по устройству похорон своего отца» (Диодор Сицилийский XVIII, 2,1), разместив в могиле приношения, которые были превосходными как по количеству, так и по качеству. Царская комната была закрыта до полного окончания работ по оформлению, а Александр должен был со всей поспешностью улаживать греческие дела. Помощник Александра следил за окончанием работ, в том числе в камере, которая стала местом захоронения останков жены Филиппа, царицы Клеопатры, убитой сразу после смерти ее мужа. Этот же помощник контролировал порядок добавления многочисленных приношений. Копье и лошади убийцы и двух «заговорщиков» были сожжены на костре, а оставшееся железо, бронза и кусочки золота были положены в кирпичный желоб над сводом. На карнизе, на котором было повешено, а потом и сожжено тело убийцы, был зажжен небольшой «очищающий» огонь. Александр решил разместить гробницу Филиппа рядом с гробницей I таким образом, чтобы культ Филиппа мог осуществляться в уже ставшем священном месте. Гробницы I и II, каждая из которых имела свой собственный маленький курган, несколько возвышавшийся над уровнем земли, были объединены общим большим курганом из красной земли. (...)
В 321 г., когда тело Александра III было захвачено и увезено в Египет, македонцы, возможно, поместили персидские трофеи и статуи Александра и его основных помощников в стое (портик), построенной рядом с курганом из красной земли. В 317 г., когда царь Македонии Арридей (Филипп III), его жена Эвридика, а также ее мать, дочь Филиппа II Киннана погибли, Кассандр похоронил их останки в могиле, расположенной за пределами большого кургана. В 311 г., когда последний мужчина по линии Арнеадов, Александр IV, умер, он был похоронен в могиле, которая располагалась внутри окружности кургана из красной земли. Таким образом, кроме Аминты, после 336 г. и до 310 г. в пределах большого кургана были захоронены еще два царя. В 311 г. или ранее (вопрос, который так и остался неразрешенным после окончания раскопок) большой холм, сравнимый с тем, который воздвиг Александр, чтобы увековечить память о Филиппе, был возведен, возможно, и в честь только что угасшей династии Аргеадов, ветви семьи Теменидов. Н. Г. Л. Хэммонд (См.: Hammond N. G.L. The Evidence for the Identity of the Royal Tombs in Vergina // Philipp II, Alexander the Great and the Macedonian Heritage)
Различные интерпретации возникли уже в самом начале раскопок курганов Вергины и были связаны, прежде всего, с неоднозначными датировками керамики, костей или архитектурных форм. Следовало также учитывать имеющиеся письменные свидетельства. Именно такие доводы приводил историк П. Грин, делая собственные заключения.
Абсолютно необходимо придать лишь относительный характер любому мнению, касающемуся личностей, погребенных в этих трех гробницах, в которых до сегодняшнего момента (сентябрь 1981 г.) ведутся раскопки. Без новой решающей документации можно даже поставить под сомнение, что накопившиеся вопросы когда-либо могут быть разрешены. На данный момент мы не имеем внешней независимой оценки двух основных групп археологических материалов, найденных в захоронениях - костей и керамики (...). Нас просят предлагать гипотезы, основываясь на источниках, точно не атрибутированных (...). При отсутствии окончательного рапорта о раскопках и технического подтверждения внешних данных историк не должен допускать категорических суждений о проблематичных источниках такого рода (...). Слишком рано, к тому же, стало понятно, что Филипп II является очевидным кандидатом - на самом же деле он был предпочтительным кандидатом, - идентифицированным с останками царя из гробницы II. По разным причинам такая возможность идентификации показалась настолько заманчивой, что, в результате, большая часть работы свелась к априорному поиску доказательств, необходимых для подтверждения этого принципиального заявления (...). Даже если гипотеза о Филиппе II по некоторым показателям более сильна, чем гипотеза о Филиппе III, первая все равно на данный момент не может считаться доказанной (...). Можно только надеяться, что если каким-то чудом появится эпиграфический текст и в нем будет упомянут Филипп, то не останется никаких сомнений в принадлежности могилы.
П. Грин (Green P. The Royal Tombs of Vergina: a Historical Analysis, Ibid.)

Реконструкция облика Филиппа делал британский специалист Ричард Нив







Также он сделал реконструкцию облика царя Мидаса

Источники:


Пьер Бриан "Из Греции на Восток"


Англия № 118


BBC Александр Македонский. реж. Маукл Вудс.

Previous post Next post
Up