Белорусские поселки и села в большинстве своём оставляют приятное впечатление. Конечно, и здесь полно заброшенных деревень, но более-менее крупные населённые пункты выглядят вполне прилично. Впрочем, есть и исключения. Я остался немного поражённым после посещения посёлка Лынтупы. Вряд ли здесь был белорусский президент Александр Лукашенко, возможно, после его визита произошли бы положительные изменения. Достопримечательностей здесь не так много, но они есть. И в целом посёлок достоин лучшего. Но обо всём по порядку.
Попасть в Лынтупы на общественном транспорте очень тяжело. Автобусы из райцентра Поставы (или ещё откуда либо) туда не ходят, так как до сих пор дорога не заасфальтирована. В не самые крупные белорусские населенные пункты проложены лишь так называемые "гравейки" - грунтовки, покрытые щебнем. Ездить по ним можно, правда, для велосипедистов это ужасное испытание. Вот и до Лынтуп цивилизация в виде проложенного асфальта ещё не дошла. И это в XXI веке. Два раза в сутки до Лынтуп ходит дизель-поезд из Постав. Экскурсий в Лынтупы тоже не бывает, говорят, имеющиеся там достопримечательности и их состояние вряд ли понравятся туристам. Да и везти людей несколько километров по щебню, наверно, не совсем солидно. Ничем мне и не помогли в отделе туризма курортного посёлка Нарочь. Сказали, мол, туда езжайте только на такси. Я знал, что Лынтупы находятся в приграничной зоне Республики Беларусь, и для посещения этой местности нужно оплатить специальную пошлину. Чтобы не нарушать закон, я спросил в отделе туризма, где же можно её оплатить. Внятного ответа так и не получил -информационная помощь предоставляется там только по Нарочанскому краю, находящемуся в Минской области. Лынтупы, хоть и не очень далеко от Нарочи, но это Поставский район Витебской области. Местный таксист согласился довезти меня до Лынтуп и обратно за 2000 российских рублей. Он сам для себя оплатил пошлину в банке, а мне сказал, что беспокоиться не нужно.
Судьба не совсем благосклонно отнеслась к Лынтупам. Некогда крупный железнодорожный узел, а теперь забытый всеми уголок сегодня находится на самом краю страны и совсем не развивается. Конечно, туристической Меккой посёлок вряд ли когда-нибудь станет: всё-таки в округе полно более интересных населённых пунктов. Но в целом очень жалко местных жителей, которые проживают в таком запустении. У Лынтуп достаточно интересная история, и сюда можно привлечь туристов в будущем.
Таксист высадил меня и остался ждать в центре посёлка рядом с костёлом святого апостола Андрея. Красивый храм, украшающий Лынтупы, был построен в 1908-1914 гг. На информационном стенде сообщается, что храм освящен во имя св. Андрея Боболи, но официальный сайт белорусской католической церкви подтверждает, что всё-таки костёл носит имя апостола Андрея, а главный праздник отмечается 30 ноября (память святого апостола Андрея, у православных - 13 декабря).
В классическом белорусском местечке на главной площади всегда стоял костел, православная церковь и синагога. Вот только в Лынтупах церкви никогда не было. Синагога располагалась прямо напротив костела, однако здание не сохранилось. Кстати, местные жители никогда не отличались веротерпимостью, и постоянно случались стычки между католиками и иудеями.
Далее по плану было посещение бывшей усадьбы Бишевских. Усадебный комплекс был построен в конце XIX - начале ХХ века. Главное здание усадьбы построено по проекту архитектора Тадеуша Растворовского в 1907 году. Местная легенда гласит, что молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в красивую парижанку. Она пообещала выйти за него замуж, но при условии, что он для нее построит дворец. Условие было выполнено, панский дворец действительно очень красивый. Но капризная француженка стараний шляхтича в итоге не оценила.
Долгое время усадьба находилась в ужасном состоянии. Многие постройки обветшали и стали разрушаться. За старым парком никто не ухаживал, а пруды и каналы заросли тиной. Однако совсем недавно усадебный комплекс выкупили россияне и там начались реставрационные работы.
Лебеди на пруду. Кстати, Лынтупы в переводе с балтского языка означает «птичья река».
Лынтупы раньше имели статус местечка, теперь это поселок городского типа. Хотя нынешний статус не совсем подходит для данного населенного пункта. Здесь нет многоэтажной застройки, более того, показалось, что тут до сих пор не знакомы с таким благом цивилизации, как канализация. Даже у здания местной администрации стоит деревянный туалет. Еще с позапрошлого века в Лынтупах работает пивоваренный завод, теперь производящий спирт. Правда, местные сказали, что после недавнего пожара он не работает на полную мощность.
Обязательно нужно рассказать о железнодорожной станции Лынтупы. Были времена, когда поселок был крупным транспортным узлом. В конце XIX века была построена ветка Пабраде-Крулевщизна. Во время Первой Мировой войны была построена узкоколейка от Лынтуп до Кобыльника (ныне - деревня Нарочь), затем разобранная и заново восстановленная в 20-е годы. Ветка была закрыта в 1960 году, и от нее мало что осталось. Был также участок железной дороги от Лынтуп до Швенченеляя (ныне - Литва), он просуществовал чуть дольше. После распада СССР сообщение с литовским Пабраде прекратилось, хотя по этой ветке проходил поезд Витебск-Гродно. Теперь Лынтупы - это тупиковая станция, куда приходят два пригородных поезда в день.
Памятник инженеру Болеславу Яловецкому, уроженцу этих мест и строившему железные дороги здесь же более ста лет назад.
Интересно ли будет туристам в Лынтупах, не знаю. Лично мне понравился населенный пункт, чем-то поселок меня привлек. И хочется надеяться, что сюда все-таки когда-нибудь приедет Александр Лукашенко и что-нибудь придумает. Ну не должен поселок со столь богатой историей (а в его окрестностях есть еще древние курганы и огромные камни-валуны, про которые ходит множество легенд). Надеюсь, сюда проложат асфальтовую дорогу, усадьба будет отреставрирована, а местные жители не будут жаловаться на безработицу и отсутствие перспектив.