(... начало в
этом посте ...)
Колония
Из «Лефортово» Чистова отвезли в исправительную колонию № 11 в Нижегородской области - там отбывают наказание бывшие сотрудники правоохранительных органов и судьи. Заключенные, находящиеся в ней, рассказывали, что условия там более щадящие, чем в обычной колонии строгого режима, так как руководство понимает, что в теории само может оказаться на месте заключенных.
Евгения Чистова в колонии поставили на учет как склонного к побегу. Каждые два часа он должен был отмечаться на вахте. По ночам сотрудники колонии будили Чистова светом фонарика в лицо - проверяли, не сбежал ли.
При этом необходимую медицинскую помощь Чистову, по его словам, не оказывали и в колонии. Мать заключенного рассказала «Медузе», что в медчасть колонии не получается передать нужные Чистову лекарства, так как там нет необходимых условий хранения.
На отсутствие помощи Чистов жаловался в прокуратуру и другие российские ведомства, а также подал в ЕСПЧ жалобу на общие условия содержания в колонии - перенаселенность бараков, плохое питание и так далее. В ответ на запрос суда руководство колонии предоставило документы о том, что на деле все условия соответствуют нормативам и требованиям. Чистов считает это фальсификацией и уже оспорил ее в ЕСПЧ. В пресс-службе ФСИН на запрос «Медузы» не ответили.
- Какие условия в колонии?
- Немного полегче, чем ад СИЗО, но колония колонии рознь. Я думаю, где-нибудь в Сибири сидеть куда хуже.
Сейчас условия более-менее приемлемые. Хожу в храм, читаю книги, гуляю, занимаюсь спортом, пытаюсь восстановить здоровье, размышляю о жизни.
В отряде нас 96 человек, живем в бараке. По бытовым условиям в последние два месяца все приемлемо, но до этого содержали с нарушением - перелимитом населения. Раньше в барак селили как селедку в бочках, но люди отсюда пишут жалобы в ЕСПЧ - Россию штрафуют, колонию дрючат за это и требуют привести все к нормам.
- Работаете в колонии?
- Два года работал разнорабочим в столовой как папа Карло - по десять часов в день без выходных и отпусков. Работал, чтобы семье не приходилось мне деньги отправлять на дополнительное питание. Платили шесть тысяч в месяц, но такую зарплату из тысячи человек в колонии получает человек 40 - остальным платят по 50-200 рублей в месяц.
Моего заработка хватало, чтобы купить в местном ларьке кофе, конфеты и предметы гигиены. Цены здесь как в московском супермаркете, так что особо не пошикуешь.
Сейчас я уже не работаю. В марте меня засунули на неделю в ШИЗО, потому что я продолжал жаловаться на условия в колонии. Через неделю сказали, что если не напишу заявление об увольнении, то снова поеду в ШИЗО. Из-за жалоб мне хотели максимально усложнить условия.
- Какие условия в ШИЗО?
- Старая обшарпанная вонючая камера, как в тюрьме. С нарами, которые опускаются только на ночь. Я сидел там один, но можно и по двое. Туда запихивают за нарушения режима или непослушных, типа меня.
В ШИЗО мне стало хуже по здоровью, но администрация написала, что меня якобы осматривал врач. Это неправда, факт фальсификации установлен прокуратурой (документы есть в распоряжении редакции - прим. «Медузы»).
- Вы обращались с жалобами к правозащитникам? Например, в ОНК.
- Да, но это бесполезная контора. Я жаловался во все возможные инстанции, но никто мне не помог.
- В вашей колонии пытают людей?
- Как такового насилия здесь нет. Но могут подставить, сделать гадость, отправить в ШИЗО и так далее.
- ФСБ не пыталась на вас давить в колонии?
- Поначалу приезжали, проводили опросы. Хотели, чтобы я дал интервью журналистам о том, что я якобы против ЦРУ. Потом это прекратилось. Но я знаю, что обо всех моих действиях им докладывают.
- К вам пускают родителей на свидания?
- Ко мне приезжают родители и тетя. Больше никто. На зоне я понял цену людям. Больше всего разочаровала бывшая жена - мы с ней были в разводе, потом помирились, но она в итоге бросила меня в тюрьме. («Медузе» не удалось связаться с бывшей женой Чистова.)
Вообще свидания дают четыре раза в год, но ко мне приезжают два-три раза. Из-за отсутствия денег - билеты, продукты, оплата комнаты для свидания стоят недешево. Комнаты длительных свиданий делятся на обычные, полулюкс и люкс - они отличаются по площади и бытовым условиям. За трое суток, которые можно провести с родными, за комнату нужно заплатить от 1800 до 6600 рублей.
- Много говорят о том, что если есть деньги, то на зоне можно жить не хуже, чем на воле. Это так?
- Да, вы правильно все понимаете. Больше я говорить не могу.
- Что за люди сидят вместе с вами?
- Здесь все за тяжкие преступления. Статьи разные: разбой, грабеж, убийство, изнасилование, наркотики. Вопросы тут только к педофилам и насильникам. Ко мне местные сидельцы относятся хорошо, есть, конечно, говнюки тоже, но по большей части отношение хорошее.
Здесь есть приличные образованные люди, с кем можно пообщаться. Могу назвать их товарищами. Сидят за взятки.
- Сталкивались с людьми, которые сидят по сфабрикованным делам?
- Тут все говорят, что невиновны. Мне кажется, один я сижу за дело.
- Сложно было встроиться в тюремную иерархию?
- Здесь ее нет. Есть только определенные правила поведения. Сидят же не криминальные элементы, а по большому счету бывшие менты. Тяжело только одно - очень переживаю за семью.
Обращение к Трампу
Из колонии Евгений Чистов связался с журналистами британской газеты The Guardian (способ связи с журналистами Чистов просил не раскрывать). В начале декабря 2018 года в издании вышла колонка Чистова под названием «Я был шпионом ЦРУ в России - теперь моя семья в опасности. Но Трамп может помочь».
В колонке Чистов рассказывает, что любит Россию и считает, что Владимир Путин и его соратники грабят ее. «Я верил, что ничего хорошего русский народ не смог бы добиться до тех пор, пока режим Путина не был свергнут. А потом меня поймали», - писал бывший полицейский.
Через колонку в The Guardian Чистов обратился к президенту США Дональду Трампу с просьбой предоставить убежище ему и его матери. «Из-за моего преступления, совершенного в пользу Соединенных Штатов, мы с моей семьей в большой опасности в России. В США моя семья жила бы в безопасности», - писал бывший полицейский, призывая Трампа обменять его на россиян, отбывающих наказание в американских тюрьмах.
Чтобы добиться обмена, Евгений Чистов обратился к адвокату Ивану Павлову, специализирующемуся на защите обвиняемых в госзимене. Павлов заявил «Медузе», что не комментирует ситуацию Чистова.
После публикации жизнь Чистова никак не изменилась. Он рассказал «Медузе», что на колонку не отреагировал никто - ни Трамп, ни правозащитники, ни ФСБ, ни администрация колонии.
- Вы заранее обсуждали с ЦРУ, что будет, если вас поймают?
- Обсуждал, но прокомментировать это не могу. Они пока не выполнили договоренности. Я сделал все возможное и даже больше.
- Как вы думаете, зачем правительству США вытаскивать вас?
- Не только меня, но и остальных людей, кто на них работал. Своих не должны бросать.
- Считаете, там власть менее цинична?
- Я на это надеюсь. По моему мнению, нельзя бросать своих людей, а там - время покажет.
- В своей колонке вы обращались к Трампу. Его как раз обвиняют в том, что он достаточно циничен и совсем не про демократию.
- Я не комментирую политику американцев, она меня не касается. Это дело американцев. Меня волнует только то, что происходит в России. Я обратился к Трампу как к президенту, который может вытащить отсюда из тюрем людей, которые помогали США.
- Вы готовы жить в США?
- Я хочу жить в демократической России, не в тирании Путина. Если выхода не будет, готов жить в США.
- По вашему мнению, чего США в глобальном плане хотят от России?
- Им выгодно, чтобы в России было демократическое правительство, с которым можно вести бизнес и договариваться.
- Ультрапатриоты сказали бы, что они хотят видеть слабую Россию, которую можно контролировать.
- Не согласен. Я думаю, им будет интереснее, если мы сами, русские, будем контролировать свою страну, но будет демократия и с нами можно будет договориться. Их не пугает Россия, их пугают дураки, которые ей правят.
- Вы думаете, в конце концов они вам помогут выбраться из колонии?
- Я надеюсь, что американцы вытащат меня отсюда. Ну а так - рано или поздно срок кончится. Надеюсь, у чекистов не хватит ума меня травить, как Скрипаля.
Дело Скрипалей
Надежды
Июль 2019 года. С момента окончания подпольной работы Евгения Чистова на ЦРУ прошло почти пять лет. Чистов подчеркивает, что СИЗО и колония его мало изменили. Он все так же верит, что помощь от ЦРУ придет. И все так же категорически не приемлет действия российской власти.
«В колонии я понял, что в нашей стране все еще хуже, чем я думал. На бесправных людей, которые сидят, всем насрать. Такое ощущение, что я здесь просто в плену. Кажется, что система прогнила настолько, что реформировать ее уже нельзя. Я убедился, что поступал правильно. Чекисты и силовики не должны управлять страной», - объясняет он.
Чистов уверен: большинство россиян, как и он, ненавидят власть, но активно действовать они не готовы из-за страха перед силовиками.
Светлана Скворцова солидарна с сыном. «Я даже горжусь, что мой ребенок вырос таким. Что ему всегда не все равно, что происходит в стране. Я и всем своим друзьям объяснила, почему он так поступил. Они поняли», - говорит она.
Сам Чистов продолжает надеяться, что еще увидит демократическую Россию.
- Почему вы продолжаете верить в перемены? Вот вы попробовали что-то изменить и получили 13 лет строгого режима.
- Я сделал все, что мог. По крайней мере, я хотя бы постарался. Возможно, не лучшим способом. У нас народ терпеливый очень, лясы на кухне точат, между собой обсуждают, максимум на митинг сходят повозмущаться, а действовать боятся.
- Почему вы считаете, что большинство россиян хотят этих действий? Думаете, большинство - за революцию?
- Думаю, да. Это мое личное мнение. Вы же сами видите, что происходит в стране. Просто они боятся.
- Когда вы начинали работать на ЦРУ, у вас был конкретный план?
- Мой план состоял в том, чтобы сделать все возможное любыми методами для того, чтобы власть сменилась. Но я думаю, что это долгий процесс. Трудно сказать, сколько времени это займет. Это одному Богу известно.
- Не думаете, что Путин раньше уйдет с поста и никого свергать уже не надо будет?
- Дело не в Путине, а в системе. Путин - просто бренд, лейбл системы. Путин досидит до конца своего срока, а потом система вырастит еще одного Путина. Преемника, который по факту будет тем же Путиным, только с другой фамилией.
- Разве не Путин принимает ключевые решения в этой системе?
- Путин. Но система вырастит другого, при котором ей будет так же комфортно паразитировать на шее народа. Правда, лично я думаю, что мы еще застанем счастливые времена.
© (... первая часть - начало в
этом посте ...)